Все предлагаемые варианты альтернативного использования объекта «Юкка Маунтин» в штате Невада оказались бесперспективны. В течение последних двух десятилетий были потрачены миллиарды долларов для сооружения в этом месте окончательного хранилища высокоактивных радиоактивных отходов и облученного ядерного топлива. Однако когда администрация Обамы в начале 2010 года предложила прекратить финансирование и Министерство энергетики США решило отказаться от продолжения лицензирования, возник вопрос, что делать с этим объектом дальше. Различные федеральные и региональные органы власти, а также и частные компании предлагали свои варианты решения этого вопроса.
Площадка в Юкка Маунтин с точки зрения своих географических, структурных и геохимических свойств, казалось бы, хорошо подходит для различных вариантов альтернативного использования. Счетная палата США (GAO) в своем опубликованном недавно докладе под названием «Юкка Маунтин: информация об альтернативных вариантах использования и связанные с этим проблемы» рассмотрела около 30 возможных вариантов и пришла к выводу, что найти какое-либо приемлемое решение не удается.
Изучение альтернативных способов использования проходило по 5 широким категориям:
- ядерные или радиоэкологические способы использования, такие как переработка ОЯТ;
- использование в целях обороны и национальной безопасности, как, например, испытания радиоактивных материалов;
- информационные технологии и системы;
- энергетика, например, площадка для развития возобновляемых источников энергии;
- научные исследования, например, в области геологодобычи.
Рассматривались самые различные проекты – начиная от места промежуточного хранения ядерного топлива до полигона испытания систем нелетального оружия или тренировочной площадки для отработки обращение с химическими, биологическими, радиоактивными и взрывчатыми веществами.
Устройство хранилища ВАО и ОЯТ в горе Юкка Маунтин представляет собой два больших тоннеля: один из них длиной 8 км и радиусом 7,6 метров, и второй – ответвление от первого длиной 3,2 км. Тоннели размещены в прочных, слабо проницаемых вулканических породах на территории со слабым уровнем сейсмической активности. Такие характеристики делают объект возможным для различных вариантов использования, но изучение многих из этих возможностей может оказаться слишком дорогим и может наткнуться на серьезные проблемы. Более того, для многих проектов уникальные особенности данной местности избыточны, эти идеи могут быть также реализованы и в других местах США.
Удаленное местоположение комплекса может, например, создать проблемы для практического эксплуатации: генерация энергии требует больших вложений в строительство линий электропередач, производство медицинских изотопов может оказаться слишком дорогим для больниц, в которых эти изотопы могли бы быть использованы, и т.п. Ограничена инфраструктура комплекса – многие здания были воздвигнуты лишь как временные объекты, а их водо- и энергоснабжение лимитированы – также затрудняет их альтернативное использование, не говоря уже об их стоимости.
Помимо чисто практических сложностей, Счетная палата США также обращает внимание, что различные варианты использования объекта могут наткнуться на юридические и административные проблемы, включая, например, возможность продолжительных судебных процессов с Министерством энергетики. Даже если все юридические вопросы будут решены, потенциальные судебные процессы создадут задержки и препятствия. Вопросы землепользования также представляют проблемы. Свои ограничения накладывают также интересы обеспечения национальной безопасности. Наконец, тем или иным потенциальным пользователям этой территории придется подчиняться регулирующим органам различных уровней.
Таким образом, Счетная палата США констатирует, что данный объект не годится для реализации тех предложений, которые были перечислены в докладе.
По материалам сайта World Nuclear Newsexternal link, opens in a new tab