Опыт освоения Арктики показывает необходимость развития в этом регионе малой атомной энергетики, заявил зампред Правительства РФ, председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин. «Очаговость освоения Арктики в прошлые годы подсказывает необходимость развивать малую атомную энергетику, а также разрабатывать другие экономически обоснованные способы получения энергии и тепла из возобновляемых источников», - сказал Д. Рогозин в интервью, которое во вторник публикует «Российская газета».
В качестве примера он привел плавучую атомную теплоэлектростанцию с двумя реакторными установками, которая станет одним из основных источников энергоснабжения Чаун-Билибинского энергоузла Чукотского автономного округа уже с 2019 года. «Это мощный инновационный вклад ученых Росатома и корабелов «Объединенной судостроительной корпорации» в новое технологическое освоение Арктики», - подчеркнул вице-премьер.
Он отметил, что ведется строительство двух дизель-электрических многофункциональных ледоколов «Новороссийск» и «Виктор Черномырдин» мощностью 16 и 25 МВт соответственно. «Виктор Черномырдин» будет самым мощным в мире неатомным ледоколом, его спустили на воду в конце прошлого года, сказал вице-премьер. «В 2012 году начато строительство серии из трех универсальных атомных двухосадочных ледоколов. В 2016 году спустили на воду атомоход «Арктика», проект 22220, мощностью в 60 МВт. На подходе уже собратья по серии - ледоколы «Сибирь» и «Урал». В 2015 г. построены два многофункциональных ледокола - «Мурманск» и «Владивосток», - заявил Д. Рогозин. Кроме того, по его словам, изучается возможность строительства атомного ледокола «Лидер», проекта ЛК-110Я, мощностью 110 МВт, а также строительство многофункционального мелкосидящего атомного ледокола для выполнения подводно-технических работ на месторождениях, расположенных на континентальном шельфе.
«Вообще в акватории Севморпути действуют восемь линейных ледоколов, четыре из которых атомные («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач»), остальные 4 - дизель-электрические («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын»)», - подчеркнул Д. Рогозин. Также, отметил он, собственный ледокольный флот есть у частных российских компаний, работающих в Арктике.
В то же время, по его вице-премьера, не хватает серьезных судов технического назначения: мощных кранов, буровых судов ледового плавания. «Это очень сложные суда с высокой добавленной стоимостью. Мало кто может строить такие суда, которые способны работать в тяжелых арктических условиях. Это перспективное направление для российской промышленности - такое судно можно использовать в любой акватории мира, но надежность его будет высочайшей», - подчеркнул Д. Рогозин.