Переработка пилотной партии отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) российских энергетических реакторов ВВЭР-1000 на предприятии госкорпорации "Росатом" "Производственное объединение "Маяк" (ЗАТО Озерск, Челябинская область) прошла успешно, полученные результаты свидетельствуют о готовности "Маяка" к промышленной переработке этого типа ОЯТ, заявил заместитель генерального директора предприятия по стратегическому развитию Дмитрий Колупаев.
Переработка отработавшего ядерного топлива — высокотехнологичный процесс, направленный на минимизирование радиационной опасности ОЯТ, безопасную утилизацию неиспользуемых компонентов, выделение полезных веществ и обеспечение их дальнейшего использования. Промышленная переработка ОЯТ ведется в трех странах — в России, Франции, Великобритании.
В России накоплено более 6 тысяч тонн отработавшего топлива реакторов ВВЭР-1000. Ежегодно на АЭС страны образуется более 200 тонн ОЯТ этого вида. В России в настоящее время на четырех АЭС (Нововоронежской, Калининской, Балаковской и Ростовской станциях) эксплуатируются 12 атомных энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 установленной электрической мощностью 1000 МВт.
Первая партия отработавшего ядерного топлива ВВЭР-1000 была вывезена на переработку на "Маяк" с Ростовской АЭС в декабре 2016 года. На "Маяке" радиоактивные отходы от переработки ОЯТ ВВЭР-1000 остекловываются и размещаются на долговременное хранение. Таким образом, количество отработавшего топлива данного типа в специальных хранилищах России будет сокращаться, а безопасность и экологические показатели атомной отрасли выйдут на новый качественный уровень.
"Технологические операции были выполнены без каких-либо замечаний. Все новое уникальное оборудование головных стадий переработки отработало идеально", — сказал Колупаев в интервью корпоративному изданию российской атомной отрасли "Страна Росатом".
По словам Колупаева, "Маяк" полностью готов к промышленной переработке ОЯТ реакторов ВВЭР-1000 и ВВЭР-1200.
ПЛАНЫ НА 2017 ГОД
В этом году на "Маяк" будет вывезено около 20 тонн топлива ВВЭР-1000 с Балаковской АЭС — это примерно годовое количество ОЯТ, образующегося на одном энергоблоке. "ОЯТ будет вывезено во втором полугодии и переработано в течение месяца. Проект имеет большое значение, поскольку в процессе переработки будут уточняться технико-экономические показатели всех технологических операций", — добавил Колупаев.
В ближайший месяц "Маяк" подпишет с оператором российских АЭС концерном "Росэнергоатом" договор, по которому на "Маяке" будет обеспечено выполнение всего перечня услуг по обращению со всеми видами топлива с АЭС "Росэнергоатома" в 2017 году, сообщил Колупаев.
В целом, этот проект направлен на демонстрацию широких возможностей "Маяка", в том числе по регенерации любого ОЯТ зарубежного дизайна, а также возможности перерабатывать дефектные топливные сборки, что даст Росатому дополнительные конкурентные преимущества на мировых рынках, отметил замгендиректора.
"Маяк" — первый промышленный объект отечественной атомной отрасли. Он был создан для наработки оружейного плутония, необходимого для создания советского атомного оружия. Приоритетные направления работы "Маяка" в настоящее время — переработка отработавшего ядерного топлива, производство изотопов и средств радиационного контроля, выполнение государственного оборонного заказа.
С 1970-х годов на "Маяке" действует завод РТ-1 по переработке ОЯТ. Конечными продуктами завода являются плутоний и уран — исходные продукты для атомной энергетики. Сейчас на РТ-1 перерабатывается отработавшее топливо энергетических реакторов ВВЭР-440, БН-600, реакторов атомных ледоколов и подводных лодок, исследовательских установок.
Вместе с тем, "Маяк" расширяет номенклатуру перерабатываемого у себя ОЯТ. Это даст возможность предприятию в ближайшие полтора-два года стать единственным в мире предприятием, которое может перерабатывать любые виды ОЯТ.