Администрация Озерска посчитала «нецелесообразным» установку в городе памятника создателям ядерного щита России. Проект памятника предложили властям местный совет ветеранов и ПО «Маяк», профсоюзный комитет комбината, совет лучевых больных и общественная организация «За возрождение Урала». Однако муниципальная комиссия по увековечиванию памяти событий и выдающихся деятелей отечественной истории на территории Озерска отказала заявителям. Соответствующие ответы, составленные «под копирку», но подписанные разными должностными лицами, получили авторы обращения.
Между тем в Озерске, на территории которого расположено крупнейшее в России и в мире предприятие ядерно-оружейного комплекса — ПО «Маяк», до сих пор нет даже памятного знака создателям ядерного щита. Есть памятники Владимиру Ленину, «отцу-основателю» советской атомной промышленности Игорю Курчатову, первым строителям, пожарным, стела в честь жертв ядерных аварий. В конце 80-х годов прошлого века была попытка увековечить память людей, отдавших жизнь и здоровье за спасение родины в первые годы работы «Маяка», однако по ряду объективных причин реализовать проект не удалось.
Оставшиеся в живых ветераны города и комбината, члены совета лучевых больных и профсоюзы в 2015 году предприняли еще одну попытку и обратились к властям Озерска и руководителю ПО «Маяк» Михаилу Похлебаеву. Инициатива была оформлена в виде готового проекта памятника и конкретных шагов по организации его установки на территории Озерска. Авторы обращения подчеркивали, что сохранение исторической памяти и дань уважения создателям ядерного щита особенно актуальны в канун 70-летия ФГУП «ПО «Маяк», которое будет отмечаться в 2018 году.
Переписка длилась почти два года. Муниципальные должностные лица, на словах выразившие полное одобрение инициативы ветеранов, заявили об отсутствии возможности финансирования проекта и предложили разместить памятник на землях, находящихся в ведении «Маяка», т.е. вне зоны общего доступа.
Гендиректор комбината Похлебаев на обращение создателей руководимого им предприятия отписался, что земли «Маяка» могут быть использованы только для решения уставных задач, а совет по благотворительности «Маяка» уже дал 50 тыс. рублей на установку скульптуры первостроителя. Уже в 2017 году генеральный директор «Маяка» более развернуто описал, почему «Маяк» не имеет законной возможности финансирования «посторонних» проектов.
Доводы о «перенасыщенности» Озерска памятными местами, звучавшие в ответах чиновников за два года переписки, ветераны считают безосновательными: в аналогичных ЗАТО количество исторических знаков выше в разы: в Новоуральске — 15, в Северске – 19, в Железногорске – 23.
В беседе с корреспондентом Znak.com один из инициаторов проекта, 89-летний ветеран атомной промышленности Юрий Михайлов, который прошел на ПО «Маяк» путь от рядового инженера до руководящих должностей, выразил искреннее недоумение отказом со стороны городских властей и нынешнего руководства комбината оказать содействие в увековечивании памяти людей, защитивших мир от ядерной катастрофы.
«Мы понимаем, что в бюджете Озерска нет денег на памятник. Но мы просили лишь организовать публичные слушания, требуемые по закону, и дать принципиальное согласие. Только за 2014 год госкорпорация «Росатом» оказала благотворительную и спонсорскую помощь, по официальным данным, на 1 млрд рублей. Но Похлебаев пишет нам про 50 тысяч на „первостроителей“, а глава администрации Щербаков заявляет: „Город – для живых!“ Несмотря на заявление о „нецелесообразности“ увековечивания памяти основателей атомного щита, надежды не теряем. Будем стараться, чтобы нас услышали», — заверяет Юрий Михайлов.