Процедура управляемого банкротства компании "Westinghouse" продолжается. Что думают о происходящем её поставщики и работники? Большой материал на эту тему опубликован в "Pittsburgh Post-Gazette".
Майк Кокс узнал о банкротстве "Westinghouse" из выпуска теленовостей. Его фирма - это семейный бизнес, существующий на протяжении 56 лет и продающий задвижки и другое оборудование.
Для фирмы Кокса банкротство крупного покупателя не внове. Правда, впервые подобное событие происходит с атомной компанией, до этого банкротились сталелитейные предприятия.
Общее между всеми такими случаями - для небольших поставщиков, подобных фирме Кокса, банкротство равносильно детективу, в котором нужно продираться сквозь толстые тома судебных документов в поисках мотивов и ожиданий.
Некоторые из поставщиков предпочитают держать у себя товары, предназначавшиеся для заказчиков-банкротов. Другим приходится подавать требования на возврат продукции, уже поставленной банкротам. И большинство сомневается - а обладают ли они полной информацией?
Услышав о банкротстве "Westinghouse", Майк Кокс позвонил своим друзьям и другим бизнесменам, которые, так же как и он, поставляют продукцию атомной компании.
Спустя несколько дней все они получили письма из головного офиса "Westinghouse" примерно одинакового содержания. С сожалением их проинформировали о том, что счета, выставленные за выполненную до 29 марта 2017 года (даты подачи заявления о банкротстве) работу не могут быть в настоящее время оплачены.
Разумеется, в письмах содержались также заверения в том, что в будущем сотрудничество вернётся в обычную колею, business as usual.
Фирма "James M. Cox Co." поставила в этом году задвижек и оснастки на сумму 31 тысяча долларов для завода "Westinghouse" в Блэрсвилле, выпускающего трубы для ядерного топлива.
Кокс считал "Westinghouse" "хорошим заказчиком" на протяжении многих лет. Теперь он доволен тем обстоятельством, что заказы от этой компании составляли на момент объявления банкротства небольшую долю от общего объёма заказов его фирмы.
31 тысячу долларов Кокс в душе уже списал в безвозвратные потери. Возможно, по итогам процедуры банкротства ему удастся что-то получить обратно, но, по опыту предыдущих банкротств заказчиков, компенсация окажется в размере "центы на доллар", и если она всё-таки придёт, то Кокс расценит её как рождественский подарок.
Впрочем, от продолжения сотрудничества с "Westinghouse" Кокс отказываться не спешит.
Джон Макелрави работает по контракту в компании "PaR Nuclear", дочернем предприятии "Westinghouse", помогает станциям при перегрузках топлива. Почти весь март он провёл в командировке на одной из АЭС, за которую ему причитается 42 тысячи долларов.
Макелрави знал заранее, что дела у его работодателя плохи. Он читал новости о проблемах корпорации "Toshiba" и о перерасходах сметы на строительстве четырёх блоков с AP-1000 в США.
Но особенно расстраивает Макелрави другое: "Буквально накануне подачи заявления о банкротстве, они (руководство "Westinghouse") убеждали нас, что всё идёт по плану. А потом они прислали нам письмо...".
Макелрави подрядился для участия в ППР на АЭС "Beaver Valley". Он собирается поехать в командировку, хотя есть опасения, что денег он не получит: "Нужно смотреть в будущее, и я пока что не стану конфликтовать".
В компании "Westinghouse" утверждают, что в период банкротства поставщикам и работникам будут платить, как обычно: "В наших общих интересах сохранить наши деловые отношения". Компания добавляет также - она рассчитывает, что заключённые с ней контракты будут и далее исполняться.
Джон Макелрави потратил часы на чтение документов по делу о банкротстве. Его радует, что "Westinghouse" должен получить кредит на 800 миллионов долларов, потому что, он надеется, в этом кредите найдутся средства и на оплату его чеков.
Проблема, однако, в том, что "Westinghouse" не предоставляет информацию в полном объёме.
В середине февраля корпорация "Toshiba" задержала выпуск своей финансовой отчётности за год, сославшись на проблемы "Westinghouse". Глава американской компании Хосе Гутьеррес провёл после этого телемосты с работниками с целью их успокоить.
Гутьеррес посоветовал работникам "Westinghouse" не обращать внимания на новости и не прислушиваться к прогнозам о грядущем банкротстве. Он пообещал, что с компанией всё будет хорошо, но призвал следить за своими денежными расходами.
"Вся информация, которую предоставляют работникам, является точной на момент её предоставления", - так в компании отвечают теперь на поступающие упрёки.
На самом деле, как теперь известно, к объявлению банкротства готовились загодя. Один из юристов "Georgia Power" (компании, для которой "Westinghouse" строит два блока с AP-1000) признался, что уже в конце 2016 года стало окончательно ясно - банкротство состоится, и вопрос лишь в том, когда именно.
Стартовавшая процедура управляемого банкротства даёт "Westinghouse" защиту от кредиторов на период реорганизации. А вот поставщики компании откровенно паникуют.
За месяц, прошедший с момента начала банкротства, десятки фирм обратились к "Westinghouse" с требованиями вернуть поставленные ими материалы и оборудование.
Так, "Air Products and Chemicals" добивается возврата поставленных партий гелия, аргона, азота и водорода. "Emerson Process Management" пытается получить обратно измерительное оборудование. "Curtiss Wright" требует назад насосы и задвижки.
Беспокойство поставщиков, естественно, оказывает влияние на возможности работников "Westinghouse" исполнять свои служебные обязанности.
Один из работников "Westinghouse" рассказал, что их поставщик защитных очков потребовал, чтобы за них заплатили сами работники, а потом уже самостоятельно пытались бы получить компенсацию от своего работодателя.
Другой работник пожаловался на проблемы при покупке в кредит рабочей обуви - он пытался воспользоваться для этого служебной карточкой.
Те из поставщиков, кто ещё не поставил изготовленное для "Westinghouse" оборудование, придерживают его у себя и настаивают на том, чтобы "Westinghouse" сначала оплатил прошлые долги.
Нервничают и заказчики. Владельцы четырёх строящихся блоков с AP-1000 утверждают, что "Westinghouse" отказался знакомить их с текущими версиями графиков и обосновывающими документами.
Выступая перед энергорегуляторами штата Южная Каролина, Стивен Бирн, старший вице-президент корпорации "Scana Corp.", сказал, что только после объявления банкротства им удалось приступить к прямым консультациям с подрядчиками "Westinghouse", занимающимися строительством двух блоков на АЭС "V.C.Summer", и получить доступ к информации, которую ранее в "Westinghouse" грифовали как конфиденциальную.
Отвечая на вопрос о том, каковы на сегодняшний день оценки по срокам завершения проекта, Бирн сказал, что "Westinghouse" всё ещё не предоставил эти сведения.
В компании "Westinghouse" комментировать утверждения Бирна отказались.