Литва продолжает активное вмешательство во внутренние дела Беларуси. Для этого Вильнюс использует любые международные площадки, оказывает давление на Минск, который «в нарушение стандартов ядерной безопасности строит АЭС, представляющую угрозу прибалтийскому государству», и дискредитирует его. К решению «новой чернобыльской проблемы» подключился Центр компетенции энергетической безопасности НАТО в Литве. Для срыва белорусского энергетического проекта задействованы самые серьезные силы и средства.
Литва на протяжении длительного времени пытается добиться от Еврокомиссии безоговорочной поддержки в вопросе борьбы с Белорусской АЭС, используя любой повод.
Не секрет, что от визита в Вильнюс заместителя председателя Еврокомиссии по Энергетическому союзу Мароша Шефчовича ждали стопроцентной поддержки в войне с «белорусским ядерным монстром». Ведь не зря литовское руководство на протяжении длительного времени энергично убеждало себя и Брюссель в том, что «небезопасная Островецкая АЭС должна стать проблемой всего ЕС».
Со временем навязываемые спекуляции переросли в более осязаемую форму — угрозу национальной безопасности Литвы, для борьбы с которой был принят закон «О запрете импорта электроэнергии с небезопасных АЭС третьих стран».
Вильнюс, подведя под окончательное решение белорусского вопроса сомнительную законодательную базу, идущую вразрез с основополагающими принципами ЕС, в частности со свободной конкуренцией, посчитал дело сделанным. Как оказалось, напрасно.
Высокопоставленный брюссельский функционер в ходе встречи с президентом Грибаускайте в Вильнюсе заявил о том, что «внутри Евросоюза нельзя запретить импорт электроэнергии, производимой на АЭС».
По мнению чиновника, «запреты на импорт атомной энергии из третьих стран должны получить оценку с учетом установок Всемирной торговой организации (ВТО)». При этом брюссельский функционер усомнился в «эффективности запретительной меры в плане обеспечения более высоких стандартов безопасности на АЭС за пределами ЕС».
Шефчович четко дал понять, что «целью ЕК является не запрет, а обеспечение соблюдения при строительстве Белорусской АЭС высочайших стандартов безопасности».
Высказывания евробюрократа были встречены Далей Грибаускайте с нескрываемым раздражением. Госпожа президент в присущей ей прямолинейной манере дала понять высокому гостю, что ее мало заботит позиция Брюсселя.
«Запрет на импорт электроэнергии с Островецкой АЭС, который мы будем выполнять, законен, так как речь идет не столько об энергетике, сколько о национальной безопасности», — безапелляционно подытожила Даля Поликарповна.
Заданный Грибаускайте неуважительный и недипломатичный тон переговоров с ходу поставил крест на конструктивном диалоге. Ее дежурные тезисы о «газпромовской угрозе единству рынка ЕС и попытках завязать новую русскую газовую петлю на шее Европы», а также настойчивые призывы наказать российский концерн за «политически мотивированные ценовые нарушения» остались без должного внимания брюссельского представителя.
Итоги визита Мароша Шефчовича в Литву подтвердили расхождение позиций Брюсселя и Вильнюса по вопросу Островецкой АЭС, а также неготовность ЕС ввязываться в очередную литовскую авантюру.
Почему строящаяся в Беларуси атомная электростанция вызывает такое ожесточенное противодействие у официального Вильнюса? Ведь благополучие многих развитых западных экономик: США, Великобритании, Франции, Германии, Испании, Финляндии — зиждется на эффективном энергобалансе, существующем в том числе за счет атомной энергетики, на долю которой приходится в среднем от четверти до половины всей вырабатываемой электроэнергии.
Сегодня сама Европа активно модернизирует свои атомные мощности (Франция, Финляндия, Венгрия). Причем Хельсинки, где защите окружающей среды уделяется особое значение, доверил свою атомную энергетику российскому «Росатому», строящему АЭС «Ханхикиви‑1». Адаптированный под финские национальные требования безопасности проект станции соответствует нормам МАГАТЭ и европейским требованиям (EUR — European Utility Requirements).
Что касается северного государства, то референтным проектом (прошедшим полный лицензионный процесс и экспертизу МАГАТЭ на соответствие безопасности) для АЭС «Ханхикиви‑1» является реализуемый в настоящее время на Ленинградской АЭС‑2 и Белорусской АЭС проект, где используются реакторы класса ВВЭР‑1200.
Эти инновационные водо-водяные энергетические установки поколения «3+» имеют улучшенные технико-экономические показатели, обеспечивают абсолютную безопасность при эксплуатации и полностью соответствуют постфукусимским требованиям МАГАТЭ. Почему же для Финляндии белорусский проект приемлем, а для пугающей Европу вторым белорусским Чернобылем Литвы — нет?
Строящаяся белорусская АЭС не вписывается в планы литовского президента Дали Грибаускайте, которая на протяжении двух своих сроков последовательно продвигает идею строительства в республике Висагинской АЭС на месте когда-то построенного СССР флагмана литовской атомной промышленности — Игналинской АЭС.
Оператором должен был выступить японо-американский концерн Hitachi-GE Nuclear Energy, который в 2012 году накануне атомного референдума в Литве (65% населения высказалось против ядерной энергетики) получил статус стратегического инвестора.
Причем ни плачевная репутация подрядчика, чьи аварийные реакторы на АЭС в Фукусиме привели к крупнейшей региональной экологической катастрофе современности, ни итоги народного волеизъявления, признанные властями «рекомендательными», особо не заботили главу государства при лоббировании прихода на местный рынок американской компании.
Несмотря на сложившийся негативный фон, под реализацию будущего проекта в Вильнюсе даже было открыто японо-американское представительство —Hitachi Visaginas Project Investment.
Однако ввод в строй в конце 2018 года Белорусской АЭС превращает Минск в лидера на региональном рынке электроэнергии, который рано или поздно наладит энергетический диалог со своими соседями.
Всё это ставит крест на лоббистских усилиях Вильнюса продвинуть крупный американский бизнес на местный рынок. В данном случае пострадает и репутация главы государства, которая не способна обеспечить экономические интересы своих стратегических союзников.