С объёмным текстом, который сотрудники пресс-службы гордумы готовили почти две недели, можно ознакомиться по ссылкеexternal link, opens in a new tab. Протокол не содержит никаких слайдов или иных графических материалов (их должны опубликовать 19 августа), но позволяет понять, как учёные обеспечат сохранность опасного объекта. Некоторые данные были озвучены специалистами в докладах, другие — в ответ на озабоченные выступления горожан.
К примеру, необходимость размещения «Аргуса» в черте ЗАТО, а не, к примеру, в Сибири, связана с малым временем жизни и, соответственно, доставки изотопов до медицинских учреждений. Молибден существует всего 66 часов. А в Сарове вскоре будет реконструирован аэропорт, что, возможно, совпадёт с началом работы проекта в 2019 году.
«Аргус» защищён 3 контурами безопасности, причём подобные системы защиты саровчане эксплуатируют с 1997 года, заявил зам.научного руководителя ВНИИЭФ А. Чернышев. Ни одной радиационной аварии не было. Ему вторил замдиректора ИЯРФ С. Воронцов, неожиданно раскрывший некоторые карты Института.
— На действующих реакторах ВНИИЭФ за 50 лет не произошло ни одной аварии, — пояснил учёный, напомнивший, что ЧП на промплощадках регистрировались трижды, но все — на критических стендах в 1953, 1963 и 1997 годах, когда персонал вручную перемещал так называемые «сборки». Это никак не коснулось окружающей среды и населения города.
Некоторые цифры озвучили и в проектной организации, к примеру, уровень загрязнения воздуха от «Аргуса» в 1700-5000 раз меньше установленных для населения, а за год доза окажется в 670 раз ниже допустимого норматива. Это же касается и облучения сотрудников в соседних с комплексом зданиях.
Добавим, что выручка от «Аргуса» может составить 6 миллионов долларов в год, правда, эти доходы получит ВНИИЭФ, но он же выплатит налоги в бюджет. Кроме того, проект может дать импульс развитию ядерной медицины в Технопарке: по словам выступавших, такая идея уже есть (была озвучена в 2011 году, новостей пока нет — ред.).