Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» посетила делегация работников образования Саратовской области во главе с и.о. министра образования В.В. Ушаковой. В состав делегации также вошли ректор Саратовского национального исследовательского государственного университета А.Н. Чумаченко и ректор Саратовского государственного технического университета И.Р. Плеве.
Визит был организован совместно с Департаментом образования Москвы в рамках Дней Саратовской области, которые прошли в столице 10-11 августа. Деловая программа этого важного для развития региона мероприятия включала круглые столы и совещания, в ходе которых проходил обмен опытом работы в самых разных областях деятельности, в том числе в сфере образования. Одним из вопросов, который, в частности, интересовал саратовских специалистов – взаимодействие школьного и вузовского образования.
Имея большой и успешный опыт такого взаимодействия, МИФИ не случайно стал одной из площадок программы мероприятия. В ходе круглого стола, который возглавил ректор НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханов, представители университета рассказали о работе по формированию инженерных и исследовательских компетенций в системе довузовской подготовки «Школа-университет».
И.о. директора Предуниверситария НИЯУ МИФИ И.В. Цветков отметил, что вуз принимает активное участие практически во всех проектах Правительства г. Москвы, касающихся предпрофессиональной подготовки. В частности, в структуре университета создан Предуниверситарий с целью повышения уровня профильной подготовки школьников, выявления и развития их творческих способностей и исследовательских компетенций. Стоит отметить, что Предуниверситарий НИЯУ МИФИ три года подряд входит в топ-25 лучших школ Москвы, а в прошлом году по данным Минобрнауки РФ, вошел в число 200 лучших школ России, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся.
По словам Игоря Цветкова, этого удалось добиться за счет использования инноваций: внедрения сквозных образовательных программ, которые позволяют изучать некоторые университетские модули еще в школе с последующим перезачетом; интеграции учебной и исследовательской деятельности школьников под руководством наставников из числа профессорско-преподавательского состава вуза; чтения специальных курсов по физике, математике, химии и информатике.
Для формирования исследовательских компетенций на базе лицеев Предуниситария создана уникальная лабораторная база, которой нет в обычной школе. Например, Лаборатория экспериментальной физики и Междисциплинарный центр суперкомпьютерных вычислений на базе университетского лицея №1511; Полигон-фабрика НИЯУ МИФИ и Центр технологической поддержки образования на базе университетского лицея №1523. Все десятиклассники проходят летнюю практику на кафедрах и научных лабораториях университета, продолжают работу над своими проектами в течение учебного года, затем представляют результаты на различных конкурсах.
Такая усиленная фундаментальная и практическая подготовка позволяет добиваться больших успехов на олимпиадах, ведет к повышению балла ЕГЭ и обеспечивает 100-процентное поступление в высшие учебные заведения.
Предуниверситарий НИЯУ МИФИ является ресурсным центром для учащихся инженерных классов и школ-партнеров. Университет курирует 9 классов (с учетом лицеев Предуниверситария) в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Инженерный класс в московской школе». Сегодня в инженерных классах университета учится 542 школьника.
В этом году МИФИ принял участие в подготовке и проведении пилотного проекта – предпрофессионального экзамена для школьников инженерных классов. Экзамен в НИЯУ МИФИ сдавали 117 школьников из 29 школ в следующих форматах: защита долгосрочных проектов, защита мини-проектов и решение ситуационных задач.
Понимая важность привлечения в университеты одаренной молодежи, ориентированной на инженерные профессии, НИЯУ МИФИ дает 10 дополнительных баллов (максимально возможное количество) за успешную сдачу предпрофессионального экзамена в рамках индивидуальных достижений.
Проректор НИЯУ МИФИ Е.Б. Весна отметила, что все Институты НИЯУ МИФИ, созданные для подготовки кадров по прорывным перспективным направлениям, имеют специальные программы для работы с ребятами из Предуниверситария и школьниками, которые проявили выдающиеся способности в рамках олимпиад.
Для точечной работы с такими школьниками формируется список ребят, которые распределяются по группам в соответствии с профилем Институтов, каждой группе назначается куратор из числа профессорско-преподавательского состава. Таким образом Институты заранее готовят для себя талантливых будущих студентов. Для победителей и призеров профильных олимпиад назначается индивидуальный тьютер, создаются специальные планы. Такая персональная работа с каждым обучающимся способствует повышению баллов ЕГЭ и ориентирует молодых людей на инженерные специальности.
По окончании официального мероприятия НИЯУ МИФИ познакомил представителей образования саратовской области с инфраструктурой университета, которая используется, в том числе в рамках предпрофессионального образования. Участники совещания посетили Наноцентр НИЯУ МИФИ, по праву считающийся сегодня одним из самых высокотехнологичных подразделений НИЯУ МИФИ.
Представители Саратовской области высоко оценили «впечатляющий опыт» МИФИ по подготовке профориентированных ребят и согласились, что некоторые формы работы необходимо позаимствовать.