В рамках выполнения мероприятий Комплексной (сводной) программы повышения безопасности (КСПБ) энергоблоков АЭС на первом южно-украинском ведется замена двух аккумуляторных батарей - общеблочной и третьего канала системы безопасности. Стартовали реконструктивные работы в июле, сегодня они находятся в активной стадии реализации.
Замене подлежали старые аккумуляторные батареи, срок эксплуатации которых подошел к концу. Два десятилетия Южно-Украинская АЭС использовала элементы питания немецкого концерна VARTA Consumer Batteries GmbH & Co. KGaA. Ныне устанавливаются аккумуляторные элементы серии Classic всемирно признанного лидера в разработках систем накопления электрической энергии концерна Exide Technologies GmbH (GNB Industrial Power). ЮУАЭС первой среди отечественных атомных станций будет эксплуатировать батареи этой компании.
На сегодня оборудование, установленное на третьем канале системы безопасности блока №1, успешно прошло пусконаладочные работы, предварительные автономные и комплексные испытания в составе щита постоянного тока. По словам специалистов электроцеха Южно-Украинской АЭС, оно готово к вводу в опытную эксплуатацию. На протяжении года персонал будет вести наблюдение за его работой. В конце опытного периода на новых аккумуляторных батареях проведут соответствующие испытания и в случае их положительной оценки оборудование введут в промышленную эксплуатацию.
Ныне на энергоблоке №1 в разгаре установка общеблочной батареи, предназначенной для обеспечения питания потребителей собственных нужд блока. Чуть ранее, в июне текущего года, 54 элемента аналогичных аккумуляторов были смонтированы на системе управления и защиты реактора блока №3. В планах на 2018 год – замена батареи на первом канале системы безопасности и общеблочной батареи второго «миллионника». Все операции по монтажу аккумуляторов проводятся под наблюдением представителя фирмы-поставщика.
Особенностями нового оборудования являются меньшие габариты и вес, а также большая емкость. «По сравнению со старыми батареями, новые имеют много преимуществ, - разъясняет старший мастер по ремонту, наладке, испытаниям и пуску оборудования электрического цеха ОП ЮУАЭС Павел Михальченко. – Как пример можно привести разницу их емкости: аккумуляторы третьего канала системы безопасности имели емкость 1200 Ампер-часов, теперь – 1300, общеблочная батарея – была 1500 Ампер-часов, станет – 1743. Токоведущие части новых аккумуляторных элементов выдерживают кратковременную электрическую нагрузку током не менее 1,39 ампер от номинальной емкости аккумулятора. При этом напряжение аккумуляторного элемента должно быть не менее чем 1,8 вольт. Значительно проще они и в техническом обслуживании. Батареи так и называются – малообслуживаемые. Все это, без сомнения, повышает безопасность атомной станции в целом и обеспечивает стабильное электропитание собственных нужд блока, в частности».
По словам П.Михальченко, новые аккумуляторные элементы оборудованы каталитическими фильтр-пробками, предотвращающими попадание внутрь посторонних предметов, искры и выхода газов, а стеллажи батарей, прикрепленные к полу, гарантируют им сейсмостойкость.