Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами на прошлой неделе провел в Томске семинар для журналистов, в ходе которого были подтверждены планы НО РАО по реализации проекта по строительству на территории Северска пункта захоронения радиоактивных отходов среднего и низкого классов опасности.
Как сообщил НИА Томск руководитель центра общественных и международных связей Национального оператора Никита Медянцев, в начале 2018 года НО РАО начнет приемку и утверждение проекта ПЗРО, который сейчас дорабатывается и находится на последней стадии подготовки. В апреле предприятие представит проект к общественным обсуждениям и слушаниям.
Строительство планируется провести в 2019-2021 годах, подготовив к эксплуатации пункт приповерхностного захоронения радиоактивных отходов 3-го и 4-го классов, куда в основном будут поступать отходы деятельности АО «СХК». Эксплуатация продолжится до 2035 года. Объект предприятию необходим и полезен, как с производственной, так и с экологической точки зрения.
«Конечно, что-то незначительное попадет сюда из других соседних регионов, что-то уедет, но высокоактивные отходы с площадки СХК должны быть вывезены. Поэтому по общей активности ситуация улучшится. Кроме того, увеличится количество барьеров безопасности, которые используются при хранении отходов 3-го и 4-го классов», — отметил Никита Медянцев.
Общая мощность объекта — 150 тысяч кубических метров, из них 100 тысяч планируется для размещения очень низкоактивных отходов. Ежегодно на объект будут загружать порядка 15 тысяч кубических метров отходов. Он будет размещен на площадке в санитарно-защитной зоне СХК, ранее задействованной в промышленной деятельности, новые территории не будут вовлекаться в оборот.
Первый такой пункт для захоронения открылся в Российской Федерации в декабре 2016 года в Новоуральске Свердловской области. Уникальность объекта заключается в том, что он позволяет изолировать радиоактивные отходы не на какое-то время, а на полный период их потенциальной опасности. Новые пункты захоронения отходов будут построены с учётом принципа «зелёной лужайки», это означает, что после полной загрузки хранилища, территория будет полностью безопасной для жизни.
Железобетонные стены объекта на площадке СХК, несколько геоизолирующих слоев из различных материалов будут препятствовать миграции радионуклидов за пределы упаковки в течение нескольких сотен лет, пока радиоактивность отходов не сравняется с естественным фоном окружающей среды. Все это гораздо надежнее временного хранения РАО, когда защитой выступают лишь стенки упаковки и временного хранилища, которое обычно представляет собой традиционный ангар.
Общественные обсуждения и слушания по оценке воздействию на окружающую среду проходили в Томске и в Северске в ноябре и в декабре 2015 года. В январе 2016 года они закончились. По итогам слушаний самым значительным воздействием был признан этап строительства с повреждением почвенного и растительного покрова для создания большого бетонного пенала. Кроме того, экологи порекомендовали НО РАО так запланировать график строительства, чтобы вырубка не попадала на период гнездования птицы и выведения птенцов. А в целом материалы ОВОС были одобрены.
На октябрьском семинаре Никита Медянцев напомнил, что НО РАО планирует инвестировать в строительство ПЗРО в Северске 6 млрд рублей, источником финансирования являются федеральные средства резервного фонда. На этапе строительства будет создано порядка 185 рабочих мест, на этапе эксплуатации пункта здесь будет работать 50 человек.
Кроме того, корреспондента НИА Томск заинтересовала возможность дополнительных преференций для территории, где будет размещаться ПЗРО, так как подобная практика широко применяется за рубежом. В Европе государства и правительства как правило стимулируют развитие таких территорий и повышение их привлекательности для жителей.
«Обычно это видно на уровне налоговых льгот, как это происходит, например, в Финляндии или во Франции. Во Франции есть налог на деятельность в области атомной энергии, и предприятие, размещая свои объекты, платит налоги непосредственно в муниципалитет. В Финляндии налог на недвижимость платится напрямую в муниципалитеты, где она располагается. Там у местных властей тоже есть прямая заинтересованность размещать подобные объекты у себя. В Венгрии есть определенные дотации, но на государственном уровне. У нас эти вещи также нужно обсуждать и искать какие-то пути. К сожалению, сам национальный оператор не имеет ресурсов для того, чтобы осуществлять такую деятельность», — сообщил НИА Томск представитель НО РАО.
Что такое северский ПЗРО в сравнении с зарубежными аналогами? Это приповерхностный пункт – такой тип рекомендован Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) для отходов средней и низкой радиоактивности или 3-го и 4-го классов по российской классификации. Эта концепция уже реализована французами на двух объектах. Объем хранилища, которое будет создано на СХК, в десять раз меньше, чем французские.
Предприятие ANDRA, которое является аналогом Национального оператора в России, вывело из эксплуатации еще в 90-х годах пункт финальной изоляции РАО вблизи Шербура. Там размещено более полумиллиона кубических метров РАО. Сегодня это зеленая лужайка, вся территория находится под наблюдением. На объекте действуют наблюдательные скважины и офис оператора, сотрудники которого который проводит постоянные наблюдения за состоянием хранилищ. Второй приповерхностный объект также эксплуатируется во Франции, его мощность — миллион кубометров РАО, он находится в провинции Шампань.