В китайской атомной отрасли старались осторожно комментировать процедуру управляемого банкротства компании "Westinghouse". В последние недели, однако, ситуация изменилась.Ветеран китайской атомной программы Вэнь Хунцзюнь выступил в печати с серией публикаций, критически настроенных по отношению к "Westinghouse" и технологии AP-1000.
В этой связи интересно отметить, что ещё в 2011 году Вэнь, бывший высокопоставленный функционер корпорации CNNC, с удовлетворением отмечал, что Китай стал "полигоном" для испытания технологии AP-1000, и полагал, что его стране есть смысл продолжить строительство блоков с этими реакторами после ввода четырёх строящихся блоков с AP-1000 и сотрудничество с американской компанией.
Сегодня мнение китайского ветерана изменилось кардинально. На протяжении всего одного месяца американская компания потеряла девять заказов на блоки с AP-1000 - шесть в США, включая прерванное строительство блоков "V.C.Summer", и три в Великобритании, и это стало "символом ускоренного падения компании", пишет Вэнь Хунцзюнь.
Обращаясь к истории, он напоминает, что именно Китай помог "Westinghouse" выйти из тени в нулевых годах, отдав американцам победу в тендере в китайских южных провинциях:
"Они выиграли тендер, и стоимость "Westinghouse" взлетела до небес, открыв компании дорогу к возрождению".
Впрочем, ренессанс "Westinghouse" получился недолгим. У компании не вышло добиться заказов, среди прочего, в Болгарии, Белоруссии и Литве. "Как только вскрылся обман, продвигаемый "Westinghouse" в ходе тендеров о том, что AP-1000 является "наиболее экономичным вариантом"... доверие к компании стало ослабевать".
Кроме того, у "Westinghouse" не было готовых планов, как помочь заказчикам в решении проблемы обращения с ОЯТ. Также компания не предлагала путей привлечения капиталов для строительства блоков.
Всё это вместе взятое превратило "Westinghouse" в слабого конкурента. В результате на некоторые тендеры его не стали приглашать - то есть, компания оказалась неспособной хотя бы "завоевать место за столом".
"Основной урок заключается в том, что превосходные показатели AP-1000, опубликованные "Westinghouse", были в основном преувеличены. Заказчики слепо покупались на слова компании, слепо следовали друг за другом, что обернулось для них бесконечными страданиями", - живописует Вэнь Хунцзюнь.
Первые 90 ли дороги в 100 ли - это всего лишь половина пути, говорят в Китае. Тот факт, что сооружение первых четырёх блоков с AP-1000 на китайских площадках подходит к концу, не означает, что все основные сложности преодолены.
Победа в тендере в южных провинциях была присуждена "Westinghouse" на условиях передачи Китаю технологии AP-1000. Вэнь Хунцзюнь напоминает в своих публикациях, что данное условие было исполнено.
Китайские инженеры освоили переданную им технологию и смогли разработать проект CAP-1000 с китайской спецификой и новый проект CAP-1400 повышенной мощности, причём в ходе этой работы китайцам пришлось "заполнять пробелы", так как американские проекты AP-1000 на поверку оказались сырыми.
Проекты, по которым в настоящее время строятся четыре блока с AP-1000 в Китае - это не 15-ая и не 19-ая модификации проекта AP-1000, получившие одобрение в США. Фактически это уже самостоятельная версия проекта, и именно её новый президент "Westinghouse" Хосе Гутьеррес предлагает сделать стандартной версией AP-1000.
Однако всё это не отменяет интеллектуальных прав "Westinghouse" на технологию. Будущие блоки с CAP-1000, запланированные к сооружению в Китае, по-прежнему останутся "американскими AP-1000", несмотря на добавленную к названию литеру "C".
Кроме того, "Westinghouse" сохранит в CAP-1000 значительную долю по оборудованию и материалам. В потенциале это означает, что у "Westinghouse" в руках останется средство контроля и, при необходимости, шантажа китайской атомной отрасли.
Корпорация "Toshiba", без сомнения, выставит "Westinghouse" на продажу после выхода последнего из процедуры управляемого банкротства. Кто может выступить в качестве покупателя и нужно ли Китаю спасать "Westinghouse", задаётся вопросом Вэнь Хунцзюнь.
Президент США Дональд Трамп обещал поддержку гибнущей американской атомной отрасли, и вполне вероятно, что он её окажет. Но по конкретному вопросу о судьбе "Westinghouse" мнения американских экспертов таковы, что поддерживать её за государственный счёт "невозможно" и "ненужно".
Единственным поводом для вмешательства американского государства эксперты видят необходимость предотвратить попадание "Westinghouse" в китайские руки.
Для американского правительства "Westinghouse" выступал в качестве дипломатического инструмента, однако свою роль компания сыграла слабо и разочаровывающе.
Так, по поручению Вашингтона "Westinghouse" должен был добиться полной замены русского топлива на украинских АЭС на топливо своего производства, но сделать этого не удалось, и поставки топлива из России по-прежнему продолжаются, пишет Вэнь Хунцзюнь.
В Китае американское правительство рассчитывало путём "инфильтрации" технологии AP-1000 контролировать развитие атомной отрасли КНР, но и этого достичь не получилось.
Мало кто за пределами Китая знает, что в начале работ по освоению технологии AP-1000 китайская сторона пошла на соглашение под названием "Стремительное развитие", в соответствии с которым для новых атомных блоков в КНР, начиная с определённого момента, выбиралась бы исключительно технология AP-1000 или её вариации.
Соглашение, будучи реализованным на практике, дало бы в руки США мощнейший рычаг для давления на атомную отрасль КНР посредством патентов, ключевых технологий, оборудования и материалов.
Говорилось даже о том, что с помощью соглашения Вашингтон смог бы при необходимости полностью задавить развитие атомных технологий в Китае и достичь, тем самым, одной из своих стратегических целей по отношению к Пекину.
С самого начала данное соглашение встретило настороженную реакцию внутри китайской атомной отрасли. После того, как на сооружении первых четырёх блоков с AP-1000 начались технические и иные сложности, соглашение было окончательно отозвано.
Неудача попытки поставить китайский атом под американский контроль, естественно, не добавила "Westinghouse" очков в глазах вашингтонских политиков. По этой и по другим причинам Вашингтон не намерен спасать "Westinghouse", считает Вэнь Хунцзюнь.
Другим претендентом на покупку "Westinghouse" нередко называют южнокорейскую компанию KEPCO, но и она, скорее всего, откажется от этой сомнительной чести.
У корейцев нет желания повторять судьбу "Toshiba", которая сама едва не обанкротилась из-за американских атомщиков. Кроме того, у KEPCO есть собственная реакторная технология APR-1400 и планы по её продвижению на мировых рынках.
Не исключено, что покупателем выступит та или иная американская инвестиционная компания. Сообщения о таком сценарии уже появляются в прессе. Комментировать данный сценарий Вэнь Хунцзюнь не стал.
Должны ли китайские компании побороться за возможность покупки "Westinghouse"? По мнению китайского ветерана, ответ на этот вопрос: "Нет, не должны".
"У нас есть собственное технологическое портфолио, включая импортные технологии. От покупки "Westinghouse" мы не получим ничего для нас нужного, помимо, разве что, небольшого числа пригодных для использования активов, которые мы смогли бы потом перепродать - но таких активов немного", - пишет Вэнь Хунцзюнь.
Репутация "Westinghouse" уже не такая, как в прошлом, и контроль над этой компанией не будет способствовать усилиям Китая по атомному экспорту.
"Нам пора освободить наше мышление. Мы прошли тот период, когда мы нуждались в импорте технологий. У нас теперь есть наши собственные технические эксперты и запатентованная интеллектуальная собственность, и для нас наступило время работать над самосовершенствованием", - утверждает Вэнь Хунцзюнь.
Впрочем, при определённых условиях, считает ветеран-атомщик, китайская сторона могла бы взять на себя владение "Westinghouse", хотя условия эти достаточно жёсткие:
- никакого "двойного управления", вся полнота контроля контроля за компанией должна быть сосредоточена у китайцев;
- цена должна быть низкой, так как "Westinghouse" больше нечем заинтересовать китайских покупателей;
- сфера деятельности компании должна быть полностью изменена; она должна быть сосредоточена на реакторных НИОКР с учётом планов развития реакторных технологий, имеющихся у КНР;
- наконец, компания после покупки должна быть кардинальным образом реструктурирована и превращена в китайский НИИ ядерных реакторов с сохранением бренда "Westinghouse".
Как могло бы показаться из написанного выше, Вэнь Хунцзюнь выступает против дальнейшего строительства блоков с AP-1000 в Китае.
В действительности это не так, и китайский ветеран во всей серии своих публикаций избегает столь радикальных призывов. Технология импортирована и освоена, и нецелесообразно отбрасывать её полностью.
"Мы должны вносить в проект наши изменения, включая существенные изменения, добиваясь большей зрелости, большей китайскости, меньшей стоимости", - полагает ветеран. По его мнению, необходимо двигаться к созданию на базе AP-1000 "китайского бренда с китайскими характеристиками".
"Нам нужно стереть (из технологии AP-1000) следы Америки и "Westinghouse". Мы должны создать собственные проприетарные и локализованные технологии. То оборудование и материалы, которые сложнее покупать у третьих стран, мы должны как можно скорее локализовать", - пишет Вэнь Хунцзюнь, приводя в качестве примера заложенные в проект AP-1000 главные циркуляционные насосы.
Кроме того, необходимо как можно скорее решить все вопросы, касающиеся интеллектуальной собственности на AP-1000.
Естественно, нужно продолжать развитие конкурирующих реакторных технологий, таких как реакторы HPR-1000 ("Драконы").
Обобщая сказанное в цикле публикаций, китайский ветеран отмечает, что в мировом реакторостроении сегодня есть два основных течения.
Первое, западное, представлено такими проектами как AP-1000 и EPR. Они попались в ловушку дороговизны, срыва сроков, перерасхода смет. К ним есть вопросы с точки зрения безопасности, а попытки практической реализации этих проектов вызвали банкротства (де-юре или де-факто) компаний-разработчиков "Westinghouse" и AREVA.
Другое течение состоит из таких проектов, как русский ВВЭР-1200, южнокорейский APR-1400 и китайский "Дракон". Они в целом свободны от проблем западных проектов и обещают разумные стоимость и сроки строительства.
Дальнейшее развитие атомной отрасли КНР, считает Вэнь Хунцзюнь, должно проходить под флагом освобождения от зависимости от западных технологий и снятия внешних ограничений. Таким путём китайский атом сможет вступить в новую эру.