В эфире «Вечернего военного вестника» (популярная телепрограмма с военной тематикой в КНР — прим. перев.) 25 ноября его ведущий Чжу Сиди сообщил, что Россия завершит работу над атомным ледоколом проекта 10510 «Лидер» до конца этого года. На сегодняшний день он считается крупнейшим в мире и в будущем может быть приспособлен для военных целей. Каковы же будут области применения «Лидера»? И какие стратегические интересы преследует Россия, оснащая военной техникой ледокол гражданского морского флота?
Работу «Лидера», самого большого в мире атомного ледокола, обеспечивают два атомных реактора мощностью по 315 МВт каждый. Комментарий Ду Вэньлуна:
«Разместив на нем системы вооружения, Россия тем самым сможет не только усилить свои позиции в Арктике, но и контролировать интересы НАТО в этом регионе».
В настоящее время этот атомный ледокол является самым большим ледоколом в российском морском флоте. Его полное водоизмещение — 55 000 тонн, и если посмотреть на показатели обычных авианосцев, то он достиг вершины среди авианосцев среднего класса (многоцелевых авианосцев — прим. пер.). Поэтому, если рассматривать пространство ледокола, его водоизмещение, автономность плавания, мощность — он действительно является передовым среди гражданских и военных кораблей. Кроме того, он обладает высокой проходимостью даже в самых неблагоприятных погодных условиях, возможных в северных водах. Взглянув на платформу, можно заметить ее функциональность, раскрывающую огромный потенциал судна. Если на таком корабле расположить ракеты, то он станет «боевым», и гражданское судно превратится в военное. Если мы посмотрим на устройство корабля, то обнаружим, что установить на ней разнообразные радары и ракеты совсем не составит затруднения».Данное модульное вооружение является многофункциональной баллистической ракетой, с возможностью применения практически на любой платформе. Например, его можно установить на гражданский грузовик: погрузив установку в контейнер, получаем мобильную пусковую установку. Стоит сказать, что такая установка не имеет ничего общего с теми, что устанавливаются на военных машинах. Также такое оборудование может быть размещено и на морских судах, будь то эсминец или фрегат. Это вооружение также может быть установлено на современных гражданских судах. Конечно, тоннаж и грузовместимость военных и гражданских судов будет различаться, но все они будут отвечать минимальным требованиям для погрузки оборудования. В прошлом многие большегрузные гражданские суда, оснащенные ракетными установками, могли свободно участвовать в боевых действиях».
Таким образом, эта управляемая ракета в дальнейшем может стать новой российской базой на платформе для загрузки базового модуля. Теперь рассмотрим грузовое пространство, включающее в себя всевозможные способы транспортировки как на суше, по воздуху, так и морем. Также ее можно использовать на различных гражданских платформах, и таким образом можно скрывать даже самые мощные установки среди гражданской и других незначительных единиц техники. Такого рода удары вскоре станут обычным делом. США и другие государства, столкнувшись с Россией, вскоре обнаружат, что ракетные пусковые установки не только в море, но и на суше могут нанести удар, так как все платформы оснащены боевыми и оборонительными установками.
По данным ВМФ России, ледокол «Лидер» построен по стандарту гражданских судов, а возможность установки боевой системы служит лишь опцией. Ду Вэньлун, военный обозреватель, охарактеризовал такие меры, как военно-гражданскую интеграцию «в российском стиле».
Для России этот план главным образом предусматривает потенциал военного усиления гражданских объектов и техники. На основании настоящих цифр по морским боевых формирований, включая количество авианосцев, а также количество пусковых платформ, можно заключить, что Россия в сравнении с США находится в проигрышном положении.
Независимо от тоннажа, количества и защитных функций различных авианосцев, в том числе крупных надводных кораблей, современный российский флот концентрируется в ближайших морях. Противостояние во времена холодной войны уже стало историей. Таким образом, и конфронтация, сложившаяся с США в глубинах океанов в те годы, теперь ушла в прошлое.
В условиях локальной оборонительной войны, на данный момент противостояние «один на один» с Соединенными Штатами станет невыполнимой задачей. А в ситуации, если боевой потенциал гражданской техники будет усилен оружием, в частности, если оружие и оборудование продемонстрировать в других форматах, то ВМФ России может, не увеличивая количество кораблей, водоизмещение, а также военные расходы, сохранять военно-морской потенциал на высоком уровне. Но если данное условие не будет выполнено, невозможно будет обнаружить опасность и своевременно защитить страну. И если в будущем опасность огневого удара со стороны моря будет постепенно нарастать, я думаю, настанет время для такой военно-гражданской интеграции. Военно-гражданская интеграция не ограничивается строительством самолетов, исследованиями в области высокотехнологичного вооружения, общим развитием, возможно, военно-гражданская интеграция в сфере боевого потенциала и способах ведения войны, станут военной и национальной стратегией России».