Общественное мнение гласит, что для жителей Челябинской области особенно актуален вопрос защиты от возможной радиоактивной угрозы. События минувшей осени показали, что южноуральцы остро реагируют даже на намек о возникновении подобной проблемы. Однако защиту земли и людей от «лучевой» опасности обеспечивают самые современные технологии озерского ФГУП «Производственное объединение «Маяк».
Обеспечение «атомной» безопасности особенно актуально для жителей ЗАТО Озерск: ведь именно здесь, на радиохимическом заводе «Маяка», накоплено немало жидких высокоактивных отходов (так называемые ВАО), образовавшихся в результате работы на нужды оборонной промышленности и хранящихся еще со времен СССР. Главную угрозу представляют собой радионуклиды цезия и стронция. На сегодня основная часть высокоактивных отходов хранится в бетонных, облицованных нержавеющих сталью емкостях-хранилищах цеха по обращению с радиоактивными отходами – «банках» на профессиональном сленге.
«Технические параметры хранилищ контролируются постоянно, – утверждает инженер-технолог радиохимического завода Руслан Султанов. – Все необходимые мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации емкостей выполняются. Но на сегодня ясно, что сам принцип длительного хранения ВАО не является приемлемым с точки зрения долговременной радиационной безопасности и не отвечает современной концепции обращения с жидкими отходами в мире и в России. ВАО должны быть отверждены в устойчивые матричные материалы — стекло или цемент. Это гарантия экологической безопасности «Маяка» и страны».
Сегодня на «Маяке» утверждают: в скором времени «банки» могут опустеть. Для их освобождения и перевода жидких радиоактивных отходов (РАО) в устойчивую форму ученые комбината разработали специальную технологию: в результате серии операций жидкая смесь разных элементов разделяется на фракции, а затем переводится в твердую, занимающую значительно меньший объем форму — стекло или цемент. В перспективе на «Маяке» рассчитывают максимально сократить сроки переработки жидких отходов за счет разделения потоков и их параллельной переработки. Как утверждает заместитель директора радиохимического завода по обращению с РАО Николай Лупеха, проблема накопленных «оборонкой» высокоактивных смесей вскоре будет решена.
Уже в 2018 году на предприятии стартует программа опытной переработки жидких ВАО. Проект со стороны госкорпорации «Росатом» курирует Александр Абрамов, заместитель директора по государственной политике в области радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов. Перспективы понятны: внедрение новой технологии в промышленных масштабах позволит в дальнейшем освободить все емкости, а опасные жидкие отходы атомной промышленности перевести в безопасные твердые матрицы.
Заметим, проект 2018 года — лишь венец многолетней работы. Первый комплекс остекловывания отходов был запущен в эксплуатацию на «Маяке» еще 30 лет назад. За без малого треть века было остекловано 29 тысяч кубометров жидких отходов, переведено в безопасное состояние 700 миллионов кюри активности (для сравнения: в 1957 году печально знаменитая авария на ПО «Маяк» произошла в «банке», содержащей 20 миллионов кюри). Однако в 2017 году процесс резко ускорился.
«Дело в том, что до 2010 года у нас поочередно работали четыре электропечи для остекловывания, – сообщил начальник цеха №4 радиохимического завода Евгений Зубриловский. – Именно с их помощью в безопасное состояние были переведены 650 миллионов кюри активности. С 2011 года в рамках Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности» началась разработка нового поколения оборудования для остекловывания. В конце 2016 года в эксплуатацию запущена новая печь ЭП-500/5, в разы увеличившая производительность технологии».
По данным пресс-службы комбината, за 10 с небольшим месяцев новый агрегат успел остекловать 2,3 тысячи кубометров РАО, безопасными стали 50 миллионов кюри активности. Поскольку по проекту печь ЭП-500/5 должна проработать шесть лет, легко подсчитать, что один агрегат за этот срок успеет сделать половину той работы, которой более двух десятилетий занимались четыре электропечи прошлого поколения.
Однако даже ЭП-500 – не конечная разработка. Полным ходом идет проектировка нового комплекса остекловывания, который должен включать в себя несколько более совершенных и компактных печей. И если ЭП-500 конструировали сотрудники сразу нескольких организаций российской атомной отрасли, то новый плавитель — целиком детище ПО «Маяк». Однако разработчики считают основным преимуществом техники нового поколения даже не повышенную производительность: в отличие от старых электропечей, новые по окончании срока эксплуатации можно будет утилизировать, а не консервировать. В новом комплексе отработавшие печи можно будет разобрать, упаковать в контейнеры и передать на хранение специалистам ФГУП «Национальный оператор РАО». Добавим, по словам Зубриловского, на сегодня уже заканчивается монтаж первого образца будущей «стекловальной» печи. В ближайшее время на «Маяке» планируют начать отрабатывать технологию остекловывания и проверять эффективность отдельных решений конструкторов.