Цех по обращению с радиоактивными отходами (ЦОРО), а в недавнем прошлом — цех дезактивации Калининской АЭС, в январе отмечает юбилей. Сегодня деятельность цеха, точно так же, как и 35 лет назад, неразрывно связана с эксплуатацией всех четырех блоков АЭС. О важных вехах истории коллектива рассказывает начальник ЦОРО Николай Иванов.
— Начиналось все с того, что 19 января 1983 года в цех дезактивации был принят первый работник — Лев Алексеевич Шведов, которому и предстояло возглавить подразделение. Со временем цех начал укрупняться — был набран коллектив специалистов и бригада дезактиваторщиков, которые занимались курированием строительно-монтажных работ. Затем началось формирование персонала для участков дезактивации помещений, санпропускников, спецпрачечной и участка по обращению с радиоактивными отходами. К моменту пуска блока №1 в 1984 году цех был полностью укомплектован персоналом для основных направлений деятельности. С годами штат подразделения достиг численности 299 работников – руководителей, специалистов, рабочих.
Главные вехи развития цеха дезактивации связаны с пусками всех четырех энергоблоков Калининской АЭС, а так же с чернобыльскими событиями. Наш персонал участвовал в мероприятиях по ликвидации аварии, работал в больницах Москвы, специалисты цеха дезактивации были активно задействованы и в других крупномасштабных работах по ликвидации последствий на ЧАЭС».
По мере того, как строилась станция, вводились в эксплуатацию новые блоки, укрупнялись производственные площадки и цеха дезактивации. Надо отметить, что многие вопросы, касающиеся дезактивации оборудования и помещений, организации санитарно-пропускного режима, работы по обращению с радиоактивными отходами на Калининской станции решались достаточно прогрессивно относительно своего времени. Значительные шаги были сделаны с пуском третьего энергоблока. На тот момент мы были единственной станцией в стране, у кого имелось самое современное оборудование по переработке радиоактивных отходов. Полигон промышленных нерадиоактивных отходов (ППНО), который вводился с пуском 4 блока, также не имел аналогов ни на одной российской АЭС.
Набор задач цеха дезактивации, а теперь цеха по обращению с радиоактивными отходами остается один и тот же на протяжении всех трех десятилетий. Это важный функционал, который неразрывно связан с деятельностью любой атомной станции, касается дезактивации оборудования и помещений, организации пропускного режима, комплекса работ по обращению с радиоактивными и нерадиоактивными отходами. Сегодня масштаб работы ЦОРО охватывает все энергоблоки Калининской АЭС.
Наша работа строится, в первую очередь, на платформе опыта, традиций и знаний нашего персонала. Несмотря на различные изменения, которые претерпел цех, мы помним и ценим всех, кто работал вместе с нами. 18 лет трудовой биографии в должности начальника ЦД Владимира Антоновича Урбановича – это отдельная страница летописи нашего цеха. Высокие профессиональные и нравственные ориентиры Л.А. Шведова и В.А. Урбановича всегда были для нас ярким и достойным примером.