26 января 2018

Планировать подъем затонувшего 25 лет назад судна "Териберка" можно будет после признания его бесхозным

Судно "Териберка", которое затонуло в 1993 году с большим количеством топлива на борту, можно будет поднять после признания его бесхозным, сообщил "Интерфаксу" руководитель проектного офиса "Ликвидация ядерного наследия" "РосРАО" (входит в госкорпорацию "Росатом") Владимир Хандобин в четверг.

"Териберка" является наиболее опасным затонувшим объектом в Кольском заливе. Предположительно, на нем находится порядка 50-60 тонн топлива, оно также несет навигационную опасность", - рассказал В.Хандобин.

По его словам, нерешенные юридические вопросы не позволяют приступить к подъему. В частности, компания-судовладелец уже ликвидирована, но поднять судно до признания его бесхозным невозможно, необходимо соответствующее судебное решение.

"Сложность в этом вопросе законодательная: чтобы признать движимый объект бесхозяйным, необходимо обращение федерального органа с исковым заявлением в суд. Сегодня, к сожалению, такой орган не обозначен (...), но сейчас с иском решило выступить управление Росприроднадзора по Мурманской области, и сегодня мы должны встретиться, чтобы узнать, как продвигается работа по оформлению этого искового заявления", - сказал В.Хандобин.

Кроме того, уже бесхозную "Териберку" необходимо внести в реестр экологически опасных объектов Минприроды России, чтобы получить федеральное финансирование на этот проект.

"Если нам удастся в ближайшее время "Териберку" объявить бесхозяйной, это будет большое подспорье, и тогда она наверняка будет выделена как опасный объект Кольского залива и под нее будут выделены деньги", - добавил собеседник агентства.

После получения финансирования пройдет дополнительное водолазное обследование и на его основе будет заказан проект подъема "с учетом всех экологических опасностей, которые могут произойти при его подъеме", чтобы не повредить целостность танков судна и не допустить нефтеразлива.

"Проект даст ответ, сколько будет стоить судоподъем, и сможем ли мы сделать его на те средства, которые выделят на 2018 или 2019 год", - отметил В.Хандобин.

Как сообщалось, в 2016 году в Мурманской области был запущен пилотный проект ликвидации свалки затонувших судов в Кольском заливе за счет средств федерального бюджета в размере 50 млн рублей. По результатам обследования акватории в реестр затопленных и затонувших судов в заливе вошли 102 объекта - 52 на береговой полосе и 50 в акватории.

Летом 2017 года началась практическая часть пилотного проекта, и в губе Ретинской были подняты две затонувшие металлоконструкции общей массой около 50 тон.

В январе 2017 года В.Хандобин сообщал, что при условии получения финансирования из федерального бюджета в размере 700 млн рублей можно будет поднять 25 судов: очистить губу Ретинскую, поднять "Териберку" и очистить акваторию у железобетонного завода в Североморске.