В России возрождается национальное движение наставничества. В феврале пройдет первый форум на эту тему. «Росатом» выступит на нем, чтобы рассказать о своих успехах и посмотреть, что можно перенять у других отраслей.
Президент России Владимир Путин летом 2016 года дал поручение создать платформу «Россия — страна возможностей», которая поможет сотрудникам и руководителям добиться успеха самим и передать свой опыт молодому поколению.
«Мне бы очень хотелось, чтобы наши талантливые ребята реализовали себя в нашей стране, — сказал глава государства. — В мире идет напряженная борьба за интеллектуальные ресурсы. И очень важно не потерять ни одного талантливого ребенка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни, во всяком случае в той ее части, которая касается получения образования и профессиональных навыков, должна быть приоритетной».
Один из этапов работы платформы — проведение 13 – 15 февраля первого Всероссийского форума «Наставник», в рамках которого организуют конкурс лучших практик.
Первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко говорит о значении наставничества:
«Никакие знания не передаются лучше, чем от человека человеку. За каждым успешным человеком в любой сфере деятельности всегда стоит учитель, наставник».
Он напомнил, что в советские годы система наставничества была хорошо отработана в рабочих профессиях, в науке, управлении. И ее необходимо возродить.
«Наставничество как идея, движение — это, если хотите, генетическая потребность человека как можно больше упростить, сократить дорогу познания. Найти точку человеческой мудрости. С другой стороны, у человека есть потребность конвертировать, отдать накопленные знания»,
— говорит руководитель «Росатома» Алексей Лихачев. Для атомной отрасли это животрепещущая тема: проекты длительные, и критически важно организовать передачу компетенций, воспользоваться знаниями предыдущих поколений. Разрыв цепочки чреват непоправимыми последствиями, считает Алексей Лихачев.
В «Росатоме» система наставничества распространена на все уровни. У резервистов, назначаемых гендиректорами и заместителями, есть менторы. Победители WorldSkills делятся своими наработками — их опыт массово распространяется в отрасли. Лучших наставников награждают премией конкурса «Человек года».
Сергей Кириенко обращает внимание на востребованность наставничества. «Спрашиваешь у молодых людей: что для вас важнее — 1 млн рублей получить на обучение или поработать с наставником? Почти 100 % отвечают: «Второе». Никакие деньги не сопоставимы с возможностью перенять опыт».
«Мы надеемся, что это движение поможет «Росатому» привлечь кадры вне отрасли, — говорит Алексей Лихачев. — Сегодня нужны специалисты с целым арсеналом навыков: экономисты, обладающие техническими знаниями, физики-ядерщики для работы в международных проектах, мультикультурной среде, обладающие экономическими компетенциями. Через такое взаимодействие людей из разных отраслей, через наставничество «Росатом» рассчитывает получить новое качество кадрового ресурса».
Сергей Кириенко приводит в пример историю абсолютного победителя первого для «Росатома» чемпионата WorldSkills Hi-Tech: «Лучшим сварщиком страны стал Александр Дуймамет из Волгодонска, которого, кстати, учил его отец. На следующий год Дуймамет выступал уже наставником, его воспитанник Дмитрий Кучерявин выиграл. Это было в 2016 году, а в 2017-м выиграл Алексей Григорович — тоже воспитанник Дуймамета. Лучший в профессии старается не сохранить свои профессиональные секреты, а передать их другим».
«Наставник — это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия. Первейшей характеристикой наставника должно быть совмещение в одном лице роли родителя и сверстника, он должен быть своего рода переходной фигурой в развитии индивида».
(из книги Дэвида Клаттербака «Каждый нуждается в наставнике»)
Смысл проекта «Россия — страна возможностей» — искать одаренных людей и помогать им развиваться.
«Любой человек изначально талантлив. Но иногда жизненная ситуация такова, что этот талант зарыт так глубоко, что его не раскопать», — говорит помощник президента России Андрей Белоусов. Для раскрытия таланта, продолжает он, нужно несколько условий. Ключевое — система передачи знаний и компетенций. Талант может развиваться только индивидуально, но при этом необходимо, чтобы рядом был тот, кто направляет его. Как садовник, который растит дерево, поясняет Андрей Белоусов. Он признает, что проект сложный, поскольку ответственность очень высока. «Думаю, все, кто старше 40 лет, в той или иной степени функцию наставника выполняли — по крайней мере по отношению к своим детям, и знают, как это сложно», — говорит Андрей Белоусов.
Еще одно условие — среда воспитания. России нужно возродить советскую систему наставничества и обогатить ее, привести к новым реалиям. Тон зададут победители конкурса лучших практик. В нем будет пять номинаций: наставничество в производстве, бизнесе и предпринимательстве, социальной сфере, образовании и кружковом движении. Критерии оценки — возможность тиражирования, масштабирования (то есть результат вне зависимости от количества учеников), представления решения как продукта. Важна и эффективность практики, а также оригинальность, отличие от общепринятых приемов.
«Надеюсь, что на форуме у всех получится познакомиться с уникальными, удивительными людьми, которые стали мастерами высочайшего класса и делятся своими знаниями. Это принципиально важно для развития практически любой сферы в нашей стране»,
— заключает Сергей Кириенко. Кто из наставников будет представлять «Росатом», мы скоро узнаем.
Кстати, в СССР наставничество как система производственного обучения сформировалось в 1930-е и за следующие 20 лет приняло массовый характер. Движение наставничества широко пропагандировалось, проводились смотры, совещания, лучших наставников поощряли, награждали.