Прошло более семи лет с тех пор, как в марте 2011 года в Японии произошла авария на АЭС «Фукусима-Дайичи». Это событие послужило важным напоминанием всем в атомной отрасли о том, что безопасность является основным приоритетом. В связи с этим Всемирная ассоциация операторов АЭС (ВАО АЭС) подготовила обзор мер, предпринятых за прошедший период по укреплению безопасности атомной энергетики.
«После аварии на АЭС «Фукусима» ядерная промышленность проявила твердую решимость выявлять и решать проблемы безопасности, выявленные в результате аварии. ВАО АЭС, объединяющая более чем 130 организаций-членов, управляющих более чем 460 энергетических атомных блоков по всему миру – тесно сотрудничала со своими членами в определении и реализации мер, направленных на повышение уровня безопасности» - говорится в докладе.
Уже в апреле 2011 года ВАО АЭС создало «пост-фукусимскую комиссию» (PFC), которой было поручено выработать меры по предотвращению подобных аварийных ситуаций в дальнейшем. В итоге PFC определила 12 проектов. Все они были успешно реализованы и в настоящее время являются основной частью деятельности ВАО АЭС.
Аварийная готовность
Одним из наиболее важных первых уроков Фукусимы было увеличение помощи, которую ассоциация оказывает своим членам после аварии, и уделение большего внимания смягчению последствий возможной аварии. Регулярные визиты в рамках программы коллегиального обзора теперь включают детальную оценку механизмов аварийной готовности АЭС и головной ядерной эксплуатирующей организации.
План экстренной поддержки
ВАО АЭС разработали план экстренной поддержки в чрезвычайных ситуациях, который обеспечивает обмен знаниями и опытом между операторами. Это помогает членам запрашивать знания и технический опыт у других членов и обеспечивает передачу точной информации о чрезвычайной ситуации в рамках членов. План объединяет действия ВАО АЭС с действиями других отраслевых организаций, таких как Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и Всемирная ядерная Ассоциация. В случае чрезвычайной ситуации план будет приведён в действие, и между оператором пострадавшей АЭС, с одной стороны, и другими операторами АЭС, с другой стороны, будет организован обмен информацией.
Управление тяжелыми авариями
Данный проект направлен на смягчение последствий тяжёлой аварии в случае, если таковая произошла её Управление тяжелыми авариями фокусируется на управлении действиями на месте, а также на контактах с выездными организациями, чтобы смягчить последствия тяжелой аварии. Проект предусматривает наличие на предприятиях соответствующих ресурсов, объектов, оборудования и документации, а также эффективное управление тяжелыми авариями квалифицированным персоналом. ВАО АЭС опубликовала руководство для операторов АЭС, касающееся периодической проверки аварийной готовности.
Раннее уведомление о событии
Когда на АЭС происходит нештатная ситуация, ВАО АЭС собирает информацию и делится кратким отчетом о «раннем уведомлении» с руководителями компаний-членов. Отчет содержит фактическую информацию о событий, его причинах, последствиях и уровне опасности события. Эта информация имеет важное значение также для общественного мнения.
Безопасность ОЯТ
События в Фукусиме показали, что одним из наиболее чувствительных к авариям объектов являются пристанционное хранилище ОЯТ (как бассейны выдержки, так и пункты «сухого» хранения). В связи с этим ВАО АЭС выработало рекомендации по постоянному надзору за контролем над охлаждением бассейна отработавшего топлива в случае нештатной ситуации и по контролю над запасами охлаждающей жидкости. В настоящее время эти рекомендации также официально включены в регулярный экспертный обзор.
Основы безопасности проектирования
ВАО АЭС включила в свой план экспертных оценок АЭС также оценки конструктивных особенностей реакторов, необходимых для обеспечения их безопасности. Следует отметить, что ВАО АЭС не дает рекомендаций по изменению проектов реакторов, а использует эту информацию для проведения обзоров и анализов. Экспертные оценки, основанные на проектной информации, теперь позволяют ВАО АЭС определять области для совершенствования в контексте конструктивных особенностей станции.
Частота экспертных оценок АЭС
Экспертные оценки являются основной формой помощи ВАО АЭС входящим в её состав операторам. Они помогают операторам АЭС сравнивать их деятельность с установленными стандартами безопасности. После событий в Японии было рекомендовано чаще проводить экспертные оценки – теперь они проводятся раз в 4 года.
Эквивалентность экспертной оценки
Помимо экспертных оценок безопасности АЭС, проводимых ВАО АЭС, такие оценки проводятся также такой организацией, как Институт эксплуатации АЭС (INPO – аббревиатура от фразы Institute of Nuclear Power Operations), проверяющий работу атомных станций по критериям, аналогичным ВАО АЭС, что увеличивает возможности объективной оценки безопасности станций.
Корпоративные партнерские проверки
Корпоративные партнерские проверки аналогичны упоминаемым выше экспертным оценкам АЭС, но в них внимание акцентируется именно на деятельности компании – оператора АЭС, в первую очередь на анализе качества управления станцией. Эти проверки должны проводиться один раз в шесть лет. К настоящему времени у каждого из операторов АЭС имеется как минимум один обзор по итогам корпоративной партнёрской проверки, который служит ориентиром для будущих улучшений.
Численная оценка состояния станции
По итогам экспертных обзоров ВАО АЭС присваивает атомным станциям численную оценку, которая отражает ее общее состояние безопасности по отношению к остальным объектам атомной индустрии в мире и указывает ориентир для дальнейших улучшений. Шкала предусматривает оценки от 1 до 5, с 1 является самым высоким стандартом и 5 самым низким.
Открытость и прозрачность
Еще одним направлением усовершенствования после событий в Фукусиме стал курс на улучшение внешней открытости и внутренней прозрачности ВАО АЭС. Принцип внешней открытости заключается в позиционировании ВАО АЭС как авторитетной организации, которая представляет операторов АЭС в их работах по обеспечению ядерной безопасности. Принцип внутренней прозрачности означает организацию более активного обмена информацией и передовым опытом между операторами. Работа в этих направлениях включает в себя разработку информационной, кампании в социальных сетях, корпоративные видеоролики, инфографику, ведение специального сайта.
Внутренняя оценка ВАО АЭС
Одним из направлений постфукусимского плана стало также усовершенствование работы самой ВАО АЭС (центрального офиса и четырёх центров – Московского, Атлансткого, Парижского и Токийского). Внутренние оценки деятельности ВАО АЭС проводятся каждые четыре года и по их итогам принимается план улучшений с оценкой его выполнения через два года.
«Эти 12 проектов были успешно реализованы ВАО АЭС и ее членами по всему миру. Наши члены совместно осуществили около 6000 мероприятий по повышению безопасности во всем мире. В результате ядерная безопасность в мире в целом значительно улучшилась. Тем не менее ядерная индустрия должна избегать состояния самоуспокоенности. ВАО АЭС продолжит анализ тенденций развития отрасли и постоянный контроль за обеспечением безопасности. Мы продолжаем публиковать данные о работе операторов атомных станций и отчеты о наиболее важных отраслевых событиях», - говорится в докладе ВАО АЭС.