Сотрудники РФЯЦ - ВНИИТФ: ведущий инженер-конструктор Ольга Анфалова, начальник группы Александр Свидлов, начальник лаборатории Ренат Сулейманов стали победителями конкурса «Человек года» в рамках специальной номинации «Команда года» в составе команды директора Белоярской АЭС Ивана Сидорова.
Основанием для номинирования послужило то, что начался вывоз ОЯТ блоков № 1 и 2 Белоярской АЭС. Для его безопасного транспортирования используются ТУКи (транспортные упаковочные комплекты), разработанные в ядерном центре Снежинска.
Работа над созданием таких комплектов началась с конца 1990-х годов.
«Задача была поставлена самой жизнью: реакторы АМБ-100 и АМБ-200 на Белоярской станции были остановлены, и сложилась такая ситуация, когда бассейны выдержки заполнены до отказа, и необходимо их разгружать, а разгружать некуда и не в чем», - вспоминает начальник отдела ВНИИТФ Василий Краев.
По словам ведущего инженера-конструктора Белоярской АЭС Равила Абитова, после Чернобыльской аварии требования к транспортированию ОЯТ сильно изменились, и от созданных ранее (до этой аварии) ТУКов пришлось отказаться. Для поиска новых решений, обеспечивающих полную безопасность транспортирования, руководство Белоярской станции обратилось к работникам ядерного центра ВНИИТФ и других организаций.
«Проводились десятки совещаний, где обсуждались все возможные варианты обращения с ОЯТ, такие как перевод на «сухое» хранение, разделка в «горячих» камерах на станции, отправка в ТУК на специализированные предприятия России для переработки. В конце концов, пришли к выводу, что создание нового ТУК для транспортирования – это самое правильное решение», – отметил Равил Абитов.
Когда сотрудники ядерного центра взялись за создание ТУКа, работа усложнялась не только необычными габаритами топлива, но и постоянно ужесточяющимися требованиями к транспортированию ОЯТ.
«Сейчас идет очередная кардинальная замена всех нормативных документов. Новые требования, как и все предыдущие, в полном объеме учтены в нашем ТУКе», – подчеркнула ведущий инженер-конструктор ВНИИТФ Ольга Анфалова.
Создание ТУКа для транспортирования ОЯТ – это целый комплекс работ, выполненных большим коллективом сотрудников различных подразделений РФЯЦ - ВНИИТФ. В частности, они разрабатывали конструкцию ТУКа, проводили полный комплекс испытаний модели-прототипа, работали над унификацией ТУКа для его использования при транспортировании всей номенклатуры ОЯТ АМБ, проводили расчетное обоснование работоспособности ТУКа в соответствии с требованиями нормативных документов, выполнили полный комплекс научно-исследовательских работ по обоснованию безопасности и надежности транспортирования неосушенного коррозионно-поврежденного ОЯТ. Кроме того, сотрудники ядерного центра участвовали в создании специализированного вагона для перевозки ТУКа, изготовлении партии ТУКов и их монтажа в специализированные вагоны, в проведении полномасштабных испытаний опытного образца ТУКа, создании транспортно-технологической схемы обращения с ОЯТ при его загрузке в ТУК, сертификации конструкции и перевозки упаковки ТУКа с ОЯТ.
Вывоз отработавшего топлива с Белоярской АЭС – это финальный этап многолетней работы сотрудников целого ряда предприятий :
- Концерн «Росэнергоатом», Москва;
- Белоярская АЭС, г. Заречный;
- ФГУП «ПО «Маяк», г. Озерск;
- АО ГНЦ «РФ-ФЭИ», г. Обнинск;
- АО «ИРМ», г. Заречный;
- СПб АЭП, г. С-Петербург;
- ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», г. Саров;
- АО «Уралхиммаш», г. Екатеринбург;
- ЦКБ ТМ, г. Тверь.