Более двух лет группа учащихся из японского города Фукуяма тщательно создавала 5‑минутное окружение в виртуальной реальности, которое возрождает виды Хиросимы 73-летней давности до и после падения американской атомной бомбы на город.
Возвращая зрителей во времени к моменту, когда город был стёрт с лица земли, учащиеся и их преподаватель хотят наглядно показать масштаб произошедшей трагедии и надеются, что подобное никогда больше не произойдёт. Солнечное летнее утро, цикады стрекочут на деревьях, одинокий самолёт в небе — такой хайку можно описать VR-окружение. Затем вспышка света, за которой следует громкий взрыв — здания сплющены, дым поднимается от бесчисленных пожаров под почерневшим небом.
В понедельник 6 августа 1945 года атомная бомбардировка Хиросимы унесла 140 тысяч жизней. Успешный результат позволил США нанести через 3 дня очередной удар по Нагасаки, в результате которого погибло ещё 70 тысяч человек. Через 6 дней после этого Япония капитулировала, чем было ознаменовано официальное окончание Второй мировой войны.
Надевая шлем виртуальной реальности, пользователи могут прогуливаться вдоль реки Мотоясу до взрыва, наблюдая предприятия и здания, которые когда-то существовали. Можно увидеть интерьеры почтового отделения и двор больницы Шима, где доныне сохраняются руины памятника войны «Купол атомного взрыва». Здание на берегу реки было построено в 1915 году для выставочного центра торгово-промышленной палаты Хиросимы и частично устояло, хотя находилось всего в 160 метрах от эпицентра.
Участвующие в проекте ученики состоят в исследовательском клубе компьютерных навыков технического училища Фукуямы. 18-летний Юхи Накагава (Yuhi Nakagawa) сказал, что изначально не сильно интересовался подробностями бомбардировки и даже избегал этой темы.
«Когда я создавал модели строений до и после падения атомной бомбы, я изучил много фотографий зданий, которые перестали существовать и реально прочувствовал, какой ужас несут атомные бомбы. Поэтому, создавая этот пейзаж, я понял, как важно поделиться этим с другими», — сказал он.
Для воссоздания Хиросимы студенты изучили старые фотографии, открытки, воспоминания уцелевших в бомбардировке и затем показали им окружение в виртуальной реальности. «Те, кто хорошо знали этот город, сказали нам, что модель сделана очень хорошо и вызывает сильную ностальгию. Иногда они начинали предаваться воспоминаниям из того времени, и эти результаты работы особенно радуют меня», — отметил учитель информатики Кацуши Хасегава (Katsushi Hasegawa), который руководит клубом.
Помимо интересного проекта с точки зрения осваиваемых 3D-технологий и исторических изысканий, обращает на себя внимание и техническое оснащение японского техникума, а также уровень подготовки преподавательского состава.