На минувшей неделе в Нижнем Новгороде прошли ключевые сессии по развитию промышленного, научно-технического потенциала региона и предпринимательства. Участники собирались на профильных площадках – в Нижегородском государственном техническом университете имени Р. Е. Алексеева и в Торгово-промышленной палате области.
Предложения высказывались как достаточно экзотические, например создать на базе НГТУ факультет космонавтики, так и вполне прагматичные. К примеру, выстроить, хотя бы внутри региона, систему госзакупок так, чтобы местные предприятия могли заранее планировать свое участие в них, готовить производство, а не отдавать госзаказы в руки перекупщиков.
На что может рассчитывать отечественный инвестор (не считая оборонки) в условиях, когда нет больших собственных средств, банковские кредиты дорогие и в экономической атмосфере доминирует неуверенность и неопределенность?
Только – на заказ государства или госкорпораций, а также на участие в федеральных программах и проектах, где тоже все достаточно зарегламентировано.
А оборонщики, перед которыми сейчас поставлена задача диверсификации производства, увеличения гражданского сектора, тоже важны надежные рынки и гарантии сбыта продукции, и они требуют госпрограммы по гражданке. Все эти вопросы-ответы напрямую можно обратить и на инновации.
Очень дельным и конкретным было выступление представителей передового Арзамасского приборостроительного завода (от группы по инновациям). Они откровенно заявили, что хотят войти в реестр поставщиков ГК «Росатом» и уверены, что в процессе работы над новыми изделиями инновации обязательно родятся как побочный продукт. Потому что на предприятии работают хорошие инженеры, конструкторы и руководители, которые способны двигать инновационное производство.
И приборостроители абсолютно правы: когда есть научная и производственная среда, творческий коллектив, атмосфера – это неизбежно.
– Помните, как родились лук и стрелы (первые инновации древнего мира)? – поинтересовался представитель АПЗ. – Первобытные охотники сушили на солнце шкуры убитых примитивными орудиями зверей. Чтобы шкурки не сворачивались, их натягивали на палки, которые в конце концов сгибались и закруглялись, а шкурки пружинили. Оставалось только вставить стрелу.
Поэтому для создания инновационных производств нужны три составляющие. Кто это будет все делать? Те самые мозги и кадры. Что – сами идеи, которые надо реализовывать. Глобальный рынок перенасыщен идеями в любых отраслях. Поэтому нужно определить те самые «точки бифуркации», вокруг которых должны образовываться инновации. Что это должно быть для конкретного предприятия? Робототехника, биомедицина, загадочные и пока не очень востребованные нанотехнологии или бытовая электроника? И куда?
– Куда продавать инновации? – задаются вопросом эксперты. – В России это своего рода культурная проблема. Очень мало людей, руководителей, исполнителей, кто хорошо осведомлен, на чем можно сделать прорыв инновационного производства, кто ориентируется на мировом рынке…
– Хорошо бы, чтобы государство начало говорить предприятиям, что делать. Если будет госзаказ, инновации будут сопутствующим бонусом. Мы, АПЗ, хотели бы работать в области атомной энергетики, и если такие заказы у нас будут, инновации тоже родятся. Но они не создаются на ровном месте. И еще: только свободный человек, который имеет материальную базу для себя и своей семьи, может генерировать прорывные идеи, – уверены представители инженерного сообщества.
Поэтому почти каждое предприятие мечтает включиться в большой подряд, на большом проекте, с «богатыми» заказчиками и госкорпорациями: Газпромом, Росатомом, Роснефтью, Ростехом и другими.