Строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) торжественно начали в ноябре 2017, оно должно быть завершено в конце 2019 – начале 2020 года.
Журналисты «ЭлектроВестей» посетили площадку ЦХОЯТ в Чернобыльской зоне 8 месяцев спустя и оценили прогресс — шансы того, что объект будет построен вовремя есть.
Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) строится в Чернобыльской зоне отчуждения по технологиям американской компании Holtec International.Технология сухого хранилища Holtec позволяет хранить топливо как производства ТВЭЛ, так и производства Westinghouse, отработанное в энергоблоках ВВЭР-1100 и ВВЭР-440. Срок эксплуатации хранилища – 100 лет.
ЦХОЯТ предназначен для хранения отработанного топлива с трех украинских АЭС – Ровенской, Хмельницкой (с учетом энергоблоков №3 и 4, которые планируют достроить) и Южно-Украинской. На Запорожской АЭС есть свое хранилище ОЯТ, также сухого типа. Отработанное топливо с ЧАЭС (как и поврежденное топливо) будет храниться в другом сухом хранилище на территории зоны отчуждения – СХОЯТ-2, которое также достраивает Hotec International (и планирует его запустить в апреле 2019). Сухое хранилище означает, что ОЯТ будут в нем находиться без использования воды – охлаждение сборок будет осуществляться за счет естественной конвекции воздуха. Общая емкость ЦХОЯТ составит 16 529 отработавших тепловыделяющих сборок (для реакторов ВВЭР-440 и ВВЭР-1000).
Общая стоимость строительства оценивается в 37 млрд грн. Строительство ЦХОЯТ будет проводиться за счет НАЭК «Энергоатом», а также кредитного финансирования.
Сейчас Украина отправляет в Россию отработанное ядерное топливо (закупаемое у российской ТВЭЛ), за что ежегодно платит около $200 млн. С 2020 года ОЯТ с украинских АЭС (как топливо ТВЭЛ, так и Westinghouse) будет храниться в Украине. Стоит учитывать, что отработанное в современных реакторах топливо отдает лишь около 10% своего потенциала. Таким образом те полезные ядерные материалы, которые сейчас остаются на радиохимических комбинатах в РФ (сегодняшняя переработка в РФ подразумевает возврат в Украину только остекленных высокоактивных ядерных отходов) будут храниться на Украине.
На сегодня на строительной площадке уже завершили прокладку всех внутренних коммуникаций и сетей, уже перешли к строительству «выше нуля» — к прокладке сетей, сооружению площадки хранения контейнеров с отработанным ядерным топливом (ОЯТ), строительству пункта перегрузки ОЯТ, маслосборников, созданию физзащиты территории.
Строительные работы выполняет компания «Укрэнергомонтаж» — подразделение «Укрбудмонтаж», которая в свою очередь входит в корпорацию «Укрбуд». На строительной площадке работает более 200 человек. Работа идет в три смены вахтовым методом – 15 дней работы в зоне, 15 дней отдых дома.
В первую очередь были завершены работы по выравниванию площадки. Сначала необходимо было зачистить ее от условно загрязненной радиацией почвы. В результате зачистки перепады высот на некоторых участках достигали 2,9 м — чтобы их выровнять по всей территории распределили 138 куб. м грунта. Общая площадь ЦХОЯТ – 40 тыс. кв. м. Уровень радиации на строительной площадке колеблется в границах 0,11 – 0,13 микрозиверта-час (мкЗв-ч) при санитарной норме в 0,30 мкЗв-ч (в Киеве уровень радиации, например, от 0,09 до 0,22 мкЗв).
ЦХОЯТ будет заполняться постепенно – партиями по мере выгрузки топлива. Первыми на хранилище в 2020 году поступят сборки, которые уже находятся в бассейнах выдержки атомных станций. Храниться отработанное топливо будет в цилиндрических контейнерах 4 метра высотой, в них будет вмещаться много отработанных сборок. Контейнеры изготовлены из материала, который поглощает нейтроны, кроме того сверху они будут бетонироваться. Получается, ОЯТ будет храниться в «тройном бетоне» — бетонные цилиндры на бетонной площадке, и сверху еще заливаться бетоном, или как говорят работники стройплощадки «монолититься».
Бетон станет очень важным материалом, поэтому специально для ЦХОЯТ построят временный бетонный завод – площадку для него уже подготовили, и планируют начать строительство уже в следующем году. Завод будет работать все время, пока будут поступать контейнеры с отработанным топливом. Первые 16 лет заполнения хранилища его работа будет циклична – привезли партию ОЯТ, подготовили, «замонолитили» и ждут следующей.
Помимо работ на площадке ЦХОЯТ в зоне ЧАЭС идет строительство важного инфраструктурного объекта – железной дороги, по которой отработанное топливо будет поставляться на хранилище. На самом хранилище отведена отдельная площадка для железнодорожных путей для приемки контейнеров.