Железнодорожный путь от станции Вильча до станции Янов протяженностью 43 км построен в рекордно короткий срок – как и обещала НАЭК «Энергоатом». Прокладку пути вели две бригады железнодорожников, одна из станции Вильча, вторая – из станции Янов. 9 июля 2021 года обе бригады встретились и забили «золотой костыль» в колею, которая соединила Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) с железнодорожной сетью Украины.
Пять месяцев назад, 3 февраля 2021 года, Кабинет Министров Украины Распоряжением №91-р передал железнодорожный путь «Вильча – Янов» (зона отчуждения, Иванковский район Киевской области) на баланс НАЭК «Энергоатом». Инициатором передачи выступила сама Компания – с целью завершить строительство в кратчайшие сроки.
«После передачи Энергоатом оперативно провел переговоры с АО «Укрзализныця», которая выступила исполнителем работ по прокладке полотна железнодорожного пути, заключил соответствующий контракт и профинансировал работы», – сообщил генеральный директор ОП «Атомпроектинжиниринг» Николай Божко. – Сейчас завершаются работы по сбору и вывозу остатков растений и кустарников, от которых расчищали путь. Строители наводят окончательный лоск».
Он добавил: уже к 20 июля состоится прогонка первого пробного спецпоезда на ЦХОЯТ с имитатором контейнера с отработанным ядерным топливом.
Врио президента НАЭК «Энергоатом» Петр Котин отметил, что в течение трех лет строительство этого подъездного пути оставалось единственным препятствием для полноценного запуска в эксплуатацию первого пускового комплекса ЦХОЯТ. Но уже в ближайшее время туда будут доставлять отработанное ядерное топливо из трех атомных электростанций – Ривненской, Хмельницкой и Южно-Украинской, – которое будет сохраняться там в течение следующих ста лет.
«Мы благодарны нашим партнерам из АО «Укрзализныця» за оперативную помощь в завершении реконструкции важного для работы ЦХОЯТ железнодорожного пути «Вильча-Янов», – сказал господин Котин. – Уверен, что ко Дню Независимости нам удастся завершить прохождение всех разрешительных процедур в Государственной инспекции ядерного регулирования и доставить в Хранилище первые контейнеры с отработанным ядерным топливом».