Если на фоне растущего разлада между Турцией и ее ближайшим союзником по НАТО - Соединенными Штатами Анкара окончательно отвернется от Запада, то рано или поздно турки могут попытаться обзавестись собственным ядерным оружием.
С таким неожиданным предположением выступил экс-министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль, призвавший Европу сделать все возможное, чтобы удержать Турцию в своей орбите. Впрочем, эксперты, опрошенные "РГ", усомнились в том, что у республики есть как технологические возможности, так и политический интерес в создании атомной бомбы.
Собственно, американское тактическое ядерное оружие и так находится на территории Турции, как и Германии. Кстати, в свое время именно социал-демократ Габриэль выступал за его вывод из подземных хранилищ ФРГ. Согласно общепринятой информации, которую Вашингтон и не подтверждает, но и не опровергает, на территории нескольких стран в Европе могут находиться до двухсот атомных бомб B61, причем несколько десятков предположительно размещены в районе турецкой авиабазы "Инджирлик". Еще пару лет назад появились слухи, будто Пентагон начал переброску арсенала из Турции в Румынию, однако Бухарест это категорически отрицал. Напомним, что в соответствии со стратегией НАТО все государства, "принимающие" у себя американское ядерное хозяйство, получили возможность участвовать в совместном планировании его применения и в воздушных маневрах. Эту концепцию еще в середине прошлого века окрестили "разделением ядерной ответственности".
"В случае ядерной войны предполагается, что оружие может быть использовано в рамках НАТО и потому воспринимается турецкими властями как фактор сдерживания, - напомнил "РГ" консультант ПИР-Центра, научный сотрудник Центра глобальных проблем и международных организаций Дипломатической академии МИД России Андрей Баклицкий. - При этом сложно представить, что Турция попытается как-то завладеть им. В соответствии со стандартной методикой склады охраняют американские военные, у турок нет к нему доступа. Ну а для того, чтобы создать собственное ядерное оружие, нужен или высокообогащенный уран, или оружейный плутоний. У Турции в данный момент нет никакой серьезной ядерной промышленности, а значит - и специалистов, у них нет мощностей для обогащения урана, нет ядерных реакторов, на которых можно было бы нарабатывать плутоний".
Вряд ли Анкара пойдет по пути Ирана, который столько лет страдал от международных санкций
Собеседник "РГ" напомнил, что мы строим туркам АЭС "Аккую", однако Россия будет завозить туда топливо и потом вывозить его из республики, так что Анкара не получит доступа к процессу.
"В теории можно предположить, что турки завтра вдруг скажут: мы хотим развивать свою ядерную программу полного цикла, строить завод по обогащению, центрифуги. Но и на это уйдут годы или даже десятилетия. А главное, не очень понятно, зачем туркам это нужно. Турция в регионе фактически остается лидером по военной мощи, да и защищаться ей особо не от кого", - уверен эксперт.
"Я сомневаюсь, что Анкара пойдет по пути Ирана, который столько лет страдал от международных санкций, - рассказал в беседе с "РГ" ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов. - Конечно, Эрдоган известен как критик режима нераспространения. Как-то турецкий лидер вспомнил по этому поводу пословицу, что-то вроде: кто однажды отведал мед, не может запрещать его другим. Но одно дело - делать декларативные заявления о том, что Турция чем-то обделена, и совсем другое - реально впрягаться в ядерную программу. Технологических возможностей у турок сейчас точно нет, она даже не приближается к пороговым странам. Так что в заявлениях немецкого политика - слишком много "если": если Турция поссорится с США, если выйдет из НАТО... Я считаю, что пока эти предположения слишком гипотетические".