Десятки петербургских предприятий принимают участие в строительстве одного из крупнейших современных научных проектов — Международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР). Судя по открытым данным, компании из Петербурга и Ленобласти уже заработали на ИТЭР более 3 млрд рублей. И это не окончательная цифра — создание реактора будет продолжаться еще несколько лет.
Уже не первое десятилетие над созданием одного из крупнейших мировых проектов, расположенного на юге Франции, работают десятки стран, в том числе и Россия. История реактора началась еще в конце прошлого века. Реальное же строительство стартовало в 2013 году, а летом этого года компании–подрядчики сообщили, что реактор завершен на 50%. При этом окончание строительства запланировано на 2021 год, а первые испытания реактора должны начаться уже в 2025 году.
Реактор носит экспериментальный характер. Он не будет служить полноценной электростанцией, его задача — показать, что само существование термоядерной энергетики действительно возможно. Тем не менее стоимость такого "эксперимента" — более $40 млрд. И пусть энергией, произведенной термоядерным реактором, не будут питаться города, зато на его строительстве уже сейчас зарабатывают многие предприятия, в том числе в Петербурге.
Официально от российской стороны в строительстве ИТЭР принимают участие всего 12 предприятий и НИИ, в том числе, например, "Росатом" и Институт прикладной физики РАН. Из этих 12 всего два представителя Петербурга — ООО "НИИЭФА им. Д. В. Ефремова" и Физико–технический институт имени А. Ф. Иоффе, однако на самом деле петербургских участников гораздо больше.
Все они заняты в строительстве реактора, исполняя многочисленные контракты на поставку комплектующих ИТЭР, доставляя или тестируя их. Так, например, НИИЭФА за последние 5 лет заключил контракты более чем с 40 петербургскими предприятиями. Сложно оценить общую сумму договоров: некоторые из них невозможно найти в публичном доступе. Однако, если опираться только на открытые источники, стоимость всех работ и изделий для ИТЭР, заказанных НИИЭФА у петербургских компаний, за последние несколько лет приближается к 1,5 млрд рублей.
В списке поставщиков комплектующих для ИТЭР — десятки петербургских фирм. Так, "Новая эра" больше чем за 50 млн рублей делает шкафы управления для коммутационной аппаратуры, а небольшая научная компания Thixomet — комплекс для измерения механических свойств металла, из которого изготавливаются детали ИТЭР. Среди крупнейших заказов, которые удалось найти "ДП", — доработка конструкторской документации первого опытного образца стойки управления, которую выполняет ООО "НПП "Русэлпром–Электромаш" (100 млн рублей).
Отдельная часть контрактов — испытания на сейсмостойкость нескольких комплексов оборудования, важного для безопасности реактора. Двумя главными их исполнителями в Петербурге оказались ООО "НПСФ "Ост–сейсм" — компания проводила испытания стоимостью 4 млн рублей, а также ООО "Центр комплексно–сейсмических испытаний" (ЦКСИ), которое получило сразу четыре контракта общей стоимостью чуть менее 4 млн рублей.
Есть и совсем небольшие заказы, в пределах 1–2 млн рублей. ООО "Прогресс–М" поставляет жидкий азот, ООО "Константа" — оборудование вихретокового контроля для ремонтной технологии резистивных элементов ИТЭР.
ООО "ГК "Севкабель" — еще одно петербургское предприятие, опосредованно, через заказ от НИИЭФА, принявшее участие в строительстве ИТЭР. На "Севкабеле" было изготовлено несколько километров коаксиального кабеля со сверхнизкой индуктивностью.
Изделие было специально разработано для реактора, а его стоимость, согласно открытым данным, составила более 270 млн рублей. Первая партия кабеля уже была отправлена во Францию, где и идет строительство ИТЭР, в мае этого года. А к концу сентября, как рассказывают представители "Севкабеля", планируется отгрузить последнюю партию продукции по контракту. При этом на заводе рассчитывают получить новые заказы на поставку своих изделий для международного проекта.
Одним из самых неочевидных петербургских бенефициаров этой мировой стройки стали судостроители. За 5 лет строительства ИТЭР АО "Средне–Невский судостроительный завод" (СНСЗ) заработало на создании и испытании одного из комплектующих для будущего реактора почти 700 млн рублей. При этом, согласно открытым данным, СНСЗ стал одним из самых крупных исполнителей заказов НИИЭФА на поставку изделий для международного проекта.
Верфь изготавливает катушку PF1 — одну из шести полоидальных катушек магнитной системы реактора, которые необходимы для образования и удержания плазмы в ИТЭР. Планируется, что этот элемент будет полностью готов к поставке в 2021 году.
По словам генерального директора СНСЗ Владимира Середохо, для участия в международном проекте на верфи был модернизирован отдельный цех, где происходит сейчас изготовление и сборка элементов катушки, а также ее подготовка к отправке.
После того как все петербургские предприятия выполнят контракт на изготовление изделий для ИТЭР, их нужно будет еще и доставить на участок строительства реактора — в исследовательский центр Кадараш. Так на строительстве ИТЭР в перспективе заработают и транспортные компании, а также стивидоры, ведь доставлять готовые изделия из Петербурга будут преимущественного водным транспортом. Конкурсы на доставку этих негабаритных грузов пока не проводились.
В целом петербургские компании еще несколько ближайших лет будут разрабатывать и производить оборудование, а также вести небольшие разработки элементов ИТЭР. Так что можно ожидать, что общая сумма заказов для городских предприятий в рамках этого проекта может вырасти еще на сотни миллионов рублей.
Закладка будущего реактора состоялась еще в 2013 году — до ухудшения отношения России с странами Запада. По мнению участников международных проектов разного уровня, в любых масштабных историях, подобных ИТЭР, политика является существенным, но не определяющим фактором. Напротив, в современном мире международная кооперация и объединение в работе над общим проектом — естественное явление, а международное сотрудничество в области наукоемких технологий — хорошая возможность в условиях санкций.
"Если смотреть на ситуацию с точки зрения государства и закона, то гораздо важнее другая составляющая — юридическая терминология. По своему опыту могу сказать, что ни один международный проект не начинается без согласования терминологии в законодательстве. Что, например, в немецком законодательстве подразумевается под "капитальным ремонтом", в нашем законодательстве имеет другое значение", — рассказывает руководитель петербургского кластера чистых технологий Николай Питиримов.
Он отмечает также, что помимо коммерческой составляющей такие проекты — это хорошая возможность обменяться опытом и узнать что–то новое о технологиях и друг о друге. Важным остается и то, что сейчас многие международные проекты так или иначе ориентированы на малый и средний инновационный бизнес.