Коммерческие контракты на строительство в Индии атомных станций с реакторами EPR и AP-1000 будут заключены не ранее 2021 года. Об этом заявил глава индийского атомного ведомства Сехар Басу.
Речь идёт о площадках "Jaitapur", где планируется построить шесть блоков с EPR, и "Kovvada", где должны разместиться шесть блоков с AP-1000.
Обсуждение вопросов строительства в Индии станций с западными реакторами ведётся давно. Так, по "Jaitapur" группа AREVA передала первые известные публично предложения летом 2009 года.
Неофициально считается, что возможности для строительства АЭС с западными реакторами в Индии появились в качестве благодарности за снятие с Индии ограничений ГЯП в 2008 году. Американским компаниям предложили сначала даже две площадки, но позже "General Electric" предпочла отойти в сторону.
Официально, естественно, версию о благодарности никто не подтверждает. В Индии необходимость привлечения западных реакторов объяснялась желанием быстро расширить атомный парк и наработать дополнительные объёмы плутония для перехода ко второй стадии индийской атомной программы с массовым строительством быстрых реакторов.
Проекты по сооружению в Индии АЭС с EPR и AP-1000 до сих пор никак не могут перейти из стадии обсуждений к стадии выполнения.
Причины задержки разные. Так, негативную роль сыграл принятый в Индии закон об ответственности за ядерный ущерб, в котором - в противоположность международной практике - оговорена возможность переложить компенсационные выплаты с эксплуатирующей организации на поставщиков посредством механизма регрессных исков.
Несомненно, неуверенности добавили и известные проблемы на стройках EPR и AP-1000 во Франции и США. Однако до недавнего момента считалось, что работы на "Jaitapur" и "Kovvada" могут стартовать после того, как первые блоки с такими реакторами будут пущены в Китае.
Сехар Басу развеял эти надежды. Он охарактеризовал пуски "Taishan-1" и китайских блоков с AP-1000 как "хорошие новости", но тут же уточнил - индийские атомщики не получили "детальной информации" о китайском опыте, которая могла бы удовлетворить индийских регуляторов.
Отсылка на регуляторов из уст представителя страны, которую в профильном сообществе осторожно поругивают за отсутствие единого независимого регулирующего органа, выглядит немного странной, но, за неимением другого, это объяснение приходится принимать на веру.
Если китайского опыта для Индии окажется недостаточно, то для старта проектов по "Jaitapur" и "Kovvada" придётся ждать пусков и первых результатов эксплуатации аналогичных блоков во Франции и США.
Для случая EPR, например, о реальном опыте эксплуатации блока №3 АЭС "Flamanville" станет возможным говорить не ранее 2021 года. Соответственно, и контракт на АЭС "Jaitapur" может быть заключён не ранее этой даты.
Стоит отметить, что отношение индийцев к французскому проекту претерпело резкое изменение по сравнению с мартом 2018 года, когда стороны были согласны ускорить подготовительные процедуры и объявить тендер до конца 2018 года.
Басу дал журналистам свою версию объяснения, почему произошёл такой поворот. Ядерно-энергетической корпорации (NPCIL) Индии предстоит взять на себя обязанности генподрядчика на сооружении "Jaitapur" и "Kovvada", и ей нужно к этому подготовиться - в частности, расшириться и привлечь новых сотрудников.
В свою очередь, EDF и "Westinghouse" также нужно время, чтобы лучше подготовиться к той роли, что уготована им на "Jaitapur" и "Kovvada" - поставщиков оборудования, инжиниринговых услуг и так далее.
На всё это нужно время, примерно года два-три. По удивительному стечению обстоятельств, это коррелирует со временем ожидания первого опыта с западных блоков с EPR и AP-1000.