Сделка по продаже недостроенной АЭС "Bellefonte" (США) сорвалась. Продавец отменил сделку, неудачливый покупатель подал на несостоявшегося продавца иск в арбитраж.
Сооружение АЭС "Bellefonte" в США началось в 1974 году, но так и не закончилось. Площадку с двумя недостроенными блоками владельцы станции, компания TVA, выставили на продажу в сентябре 2016 года.
Победителем аукциона стала компания "Nuclear Development LLC" (ND). Её владельцы с самого начала утверждали, что площадка и расположенные на ней здания и объекты нужны им не для перепрофилирования, а для возобновления строительства. Иными словами, они намеревались достроить АЭС "Bellefonte".
Аукцион прошёл в ноябре 2016 года, "Nuclear Development LLC" праздновала успех и готовила к уплате нужную сумму в 111 миллионов долларов. Но уже вскоре всё пошло не так.
Для закрытия сделки требовалось выполнить ряд условий организационного и бюрократического характера. Одним из них являлось получение согласия от комиссии по ядерному регулированию (NRC) США на передачу лицензии новым владельцам.
Компания TVA потребовала от ND завершить процесс передачи лицензии за два года, до 30 ноября 2018 года. Этого не случилось, и TVA отказалась от сделки.
"Компания ND была готова выплатить TVA завершающую часть платежа, 91,6 миллионов долларов, но TVA в произвольном порядке решила не закрывать сделку", - говорится в пресс-релизе "Nuclear Development", присланном в местные газеты.
По утверждению ND, в таких условиях у компании не оставалось иного выхода кроме арбитражного разбирательства.
Как всегда, арбитраж вносит поправки в тексты новостей информагентств. За два года, прошедших с момента аукциона, "Nuclear Development" заплатила TVA 22,2 миллиона долларов авансом, а также 7,1 миллионов долларов за содержание площадки.
Для завершения сделки от ND требовалось заплатить ещё 92 миллиона долларов - то есть, итоговая стоимость площадки составила бы порядка 121 миллиона долларов, а не 111 миллионов.
К этому нужно добавить ещё и расходы, понесённые ND на работы по инжинирингу, оплату консультаций и пошлин. В общей сложности, это ещё порядка 30 миллионов долларов. Входной билет в атомную энергетику США в наши времена недёшев.
"Nuclear Development" не оставляет надежд на то, что TVA всё-таки вернётся за стол переговоров и продаст ей площадку. Но если этого не произойдёт, то ND хотела бы добиться через арбитраж выплаты ей неустойки в размере порядка 60 миллионов долларов.
Первый и наиболее принципиальный вопрос, с которым предстоит разобраться юристам - как нужно трактовать положения американского закона от атомной энергии применительно к данному случаю.
А именно, необходимо ли менять через NRC владельца лицензии при нынешнем состоянии площадки и требуется ли такая замена до завершения сделки по продаже площадки.
В TVA считают, что ответ на оба вопроса - "да". У "Nuclear Development" противоположное мнение. Хотя непонятно, почему ND не выдвинула свои возражения против трактовки TVA на ранних стадиях сделки, а сделала это только сейчас, когда сделка сорвалась.
Кстати, заявка в NRC на смену владельца лицензии была подана и находится на рассмотрении. Регуляторы полагают, что им для завершения своей работы понадобится ещё около года.
Если сделка состоится и площадка перейдёт в руки "Nuclear Development", то для завершения строительства или для сооружения АЭС по новому проекту потребуются деньги, и их порядок будет другим - не сотни миллионов, а миллиарды долларов.
"Nuclear Development" рассчитывает, что сможет привлечь кредиты в нужном объёме, если получит госгарантии от министерства энергетики США. В свою очередь, для этого крайне желательно иметь гарантии от будущих покупателей электроэнергии от новой станции.
Наиболее вероятный покупатель - компания "Memphis Light, Gas and Water". В январе 2018 года она подписала с ND соглашение о выкупе генерации по цене 39 долларов за мегаватт-час плюс некоторая сумма на покрытие эксплуатационных издержек станции. Но соглашение это предварительное и юридически необязывающее.
Сейчас "Nuclear Development" обратилась к "Memphis Light, Gas and Water" с просьбой дать более конкретные гарантии выкупа генерации, пусть даже не в 100%-ном объёме. Но потенциальный потребитель связывать себе руки не спешит, считая такой шаг "преждевременным".