Приближение срока пуска первого реактора Белорусской АЭС, который запланирован на середину 2019 года, заставляет руководство страны принимать серьезные меры для защиты этого стратегического объекта от нападения с воздуха.
1 декабря военнослужащие 1146-го гвардейского зенитного ракетного полка Военно-воздушных сил (ВВС) и войск противовоздушной обороны (ПВО) Беларуси заступили на боевое дежурство по ПВО Белорусской АЭС.
Полк был расформирован в 2001 году, но воссоздан 1 декабря 2017 года в Барановичах. 1 июня 2018 года министр обороны Андрей Равков вручил части боевое знамя и открыл новый военный городок Ворняны в Островецком районе, недалеко от строящейся АЭС.
О том, что 1146-й полк будет нести службу вблизи АЭС, Равков впервые сообщил 14 февраля: «Полк сформирован, он оснащен новыми ЗРК «Тор-М2». Он будет пятибатарейного состава и дислоцироваться под Островцом».
Первые батареи зенитных ракетных комплексов малой дальности (ЗРК) 9К332МК «Тор-М2К» поступили на вооружение ВВС и войск ПВО Беларуси в 2011 и 2012 годах. Недавно российский концерн «Алмаз-Антей» сообщил, что досрочно передал военному ведомству Беларуси пятую батарею ЗРК «Тор-М2К».
«Тор-М2К» представляет собой модификацию появившегося еще в советские времена ЗРК «Тор». Среди важнейших отличительных особенностей этой версии — вдвое увеличенный боекомплект из 16 новых зенитных управляемых ракет (ЗУР) 9М338К с расширенной зоной поражения, повышенной точностью стрельбы и уменьшенными массогабаритными показателями.
ЗУР, применяемые в ЗРК типа «Тор-М2К», оснащены боевыми частями с поражающими элементами из высокопрочного сплава вольфрама, никеля и железа специальной геометрической формы, обеспечивающими исключение рикошета при любых углах соударения с корпусом цели, высокую скорость и пробивную способность, позволяющую надежно поражать боевые самолеты и вертолеты любого типа, включая летательные аппараты, изготовленные с применением технологии «стелс».
Но главными целями «Тора-М2К» считаются беспилотные летательные аппараты и высокоточное оружие различных видов (противорадиолокационные ракеты, крылатые ракеты и управляемые авиационные бомбы).
Интервал старта ЗУР с одной боевой машины составляет от двух секунд. Таким образом, батарея «Торов-М2К» может быстро отразить массированный налет современных средств воздушного нападения.
Как подчеркивают авторитетные эксперты, в комплексе «Тор-М2К» достигнут высокий (и подтвержденный на практике) показатель такой боевой характеристики, как курсовой параметр поражаемой воздушной цели, который составляет 8 км.
Это значит, что одна боевая машина способна поразить воздушную цель по фронту в полосе в 16 км, что при соответствующей тактической расстановке боевых машин в зенитной ракетной батарее создает сплошную заградительную линию по всему фронту ведения боевых действий.
Дальность обнаружения целей средствами «Тора-2МК» — 32 км, максимальная скорость поражаемых воздушных объектов — до 700 м/с. Зона поражения — до 15 км по дальности и до 10 км по высоте от месторасположения боевой машины комплекса.
Без большой натяжки можно сказать, что «Тор-2МК» является плодом сотрудничества предприятий российского и белорусского ВПК. В 2005 году разработчики Ижевского электромеханического завода «Купол» обратились к конструкторам Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) с предложением создать полноприводное колесное шасси для замены гусеничного транспортера ГМ-5955, на котором изначально базировались боевые машины ЗРК «Тор»
Предполагалось, что такая замена снизит не только стоимость самой зенитной ракетной системы, но и затраты на ее эксплуатацию, увеличит запас хода и срок службы шасси, даст больше комфорта экипажу.
На МЗКТ предложение приняли, и уже 12 июня 2007 года первый образец специального колесного шасси МЗКТ-6922 был передан Ижевскому электромеханическому заводу для монтажа боевого модуля зенитной ракетной системы «Тор-М2К».
Из всех машин МЗКТ шасси МЗКТ-6922 можно назвать самыми новаторскими. Впервые в практике предприятия сделана не рамная, а корпусная (так называемая вагонная) конструкция. Сварной корпус изготовлен из стальных листов со встроенными усиливающими элементами.
Шасси МЗКТ-6922 способно передвигаться по всем видам дорог и разведанной местности, максимальный радиус поворота составляет 12,5 м, глубина преодолеваемого брода — до 1,2 м, максимальная скорость — до 80 км/час (против 65 км/час у гусеничного шасси), грузоподъемность — 12 т, полная масса — 30 т. Экономичный двигатель и два топливных бака емкостью 530 и 200 л обеспечивают запас хода в 1000 км.
«Тор-2МК» хорошо показал себя в вооруженных силах Беларуси. Так, на учениях в феврале 2017 года для выполнения стрельб в качестве одной из мишеней был выбран снаряд реактивной системы «Град», то есть цель с минимальной эффективной отражающей поверхностью. Однако «Тор-М2К» поразил и эту цель, подтвердив тем самым тактико-технические характеристики, заявленные производителем.