Недавнее решение Франции приостановить работы по созданию быстрого натриевого реактора поставило перед атомной отраслью Японии непростую задачу. Об этом говорится в большом материале, опубликованном в "Nikkei Asian Review".
В отличие от Франции, Япония на словах остаётся приверженной планам по быстрой атомной энергетике.
"Разработка быстрого реактора внесёт вклад в эффективное использование ресурсов и достижение энергетической самодостаточности",
- заявил чиновник, отвечающий за быстрое направление в министерстве экономики, торговли и промышленности Японии, выступая на совещании в правительстве 3 декабря 2018 года.
Но слова словами, а в дорожной карте по созданию быстрого реактора, объявленной в тот же день профильным министерством, конкретика отсутствует.
После останова "Монджу" Япония сосредоточилась на сотрудничестве с Францией по проекту быстрого натриевого реактора ASTRID. Финансовые затраты, понесённые Японией по работам, связанным с данным проектом, превышают 175 миллионов долларов.
В июне 2018 года во Франции было принято решение снизить мощность ASTRID c 600 МВт(э) до 100-200 МВт(э). Николя Девиктор из комиссариата по атомной энергии пояснял тогда, что в спешке со строительством демонстрационного быстрого реактора нет необходимости из-за ситуации на урановом рынке.
В октябре 2018 года французские обозреватели высказывали опасения, что проект ASTRID может быть закрыт. В итоге так и случилось. 27 ноября 2018 года правительство Франции заявило, что ASTRID более не входит в разряд приоритетных задач.
Своих японских партнёров по проекту французы уведомили о том, что финансирование работ по ASTRID может быть полностью свёрнуто в 2020 году, хотя возможно, что в каком-то объёме исследования по быстрой программе во Франции продолжатся и после этого.
Для Японии быстрые реакторы важны, так как в этой стране образовались большие запасы плутония. Только в выделенном состоянии Япония обладает 47 тоннами плутония, а есть ещё и плутоний в непереработанном ОЯТ.
Соединённые Штаты критикуют Японию за отсутствие чётких планов по утилизации плутония. Возможных вариантов утилизации, по сути, всего два - использовать в качестве топлива в тепловых реакторах (плютермальная программа) или в быстрых реакторах.
Быстрые реакторы лучше приспособлены для работы с плутониевым, чем тепловые. Но после закрытия "Монджу" и сворачивания работ по ASTRID у Японии нет рабочего варианта по быстрым реакторам.
Газета пишет, что Япония "изучает возможность строительства быстрого реактора совместно с США". Но, по словам высокопоставленного чиновника японского министерства науки на технологии, "непонятно, насколько серьёзны намерения США по исследованиям в области быстрых реакторов".