Россия может потерять важного партнёра в Африке и арабском мире. В Судане несколько дней продолжаются акции протеста с требованием отставки правящего режима. Ход противостояния демонстрантов и властей говорит об эскалации конфликта.
По данным властей Судана, в столкновениях протестующих с военными и полицейскими за последние дни погибли 10 человек. Один из лидеров оппозиции Садик аль-Махди называет другую цифру — 22 человека — и говорит о целенаправленных репрессиях власти к неугодным.
Главным импульсом для массового недовольства стало резкое повышение цены на хлеб в ноябре. Буханка вместо привычного одного суданского фунта (около $0,02) стала стоить сразу три (около $0,06). По словам некоторых жителей, рассказавших о жизни иностранным журналистам, им не хватает денег, чтобы есть хлеб три раза в день. Одновременно в стране повысились цены на другие продукты питания и бензин. При этом инфляция только в прошлом месяце составила 70%. Знакомые с ситуацией в стране люди говорят, что проблема не только в ценах на хлеб, но в общей политике нынешнего правительства.
«Я не думаю, что люди на улицах протестуют только из-за топлива и хлеба. Они протестуют, потому что есть общий провал всей системы»,
— сказала в интервью Al Jazeera президент Суданского Союза врачей в Великобритании Сара Абдельгалиль.
Россия в последние годы стала активно развивать отношения с Суданом. Аль-Башир приезжал к Владимиру Путину в Россию в 2017 и 2018 годах. Несколько раз в Судане был министр иностранных дел России Сергей Лавров. Как можно предположить, Москва хочет иметь дополнительного союзника в арабском мире, несмотря на неоднозначную репутацию правящего в Судане режима.
Есть в Судане и коммерческие проекты. Например, РЖД обсуждает модернизацию имеющихся в стране железных дорог. Ростатом и Министерство водных ресурсов, ирригации и электроэнергии Судана заключили соглашения о строительстве АЭС.
Проще говоря, если режим аль-Башира падёт, то Россия может лишиться важного партнёра в Африке. С другой стороны, к сегодняшнему дню у Москвы нет никаких реальных проектов в Судане, всё ограничивается переговорами и соглашениями о намерениях.