В течение нескольких часов сотрудники ФСБ при поддержке спецназа нагрянули по 40 адресам в московском регионе, Республике Ингушетия и Нижнем Новгороде. В частности, большая группа силовиков взяла штурмом роскошный особняк, расположенный в подмосковной Барвихе. Дом принадлежит 52-летнему Хасану Алиевичу Тумгоеву, уроженцу села Сурхахи Назрановского района Ингушетии. Уголовное дело возбуждено Следственным управлением ФСБ по части 4 статьи 159 УК РФ (хищение путём мошенничества). Бизнесмену инкриминируют хищение 335 миллионов у ГК "Росатом".
Хасан Тумгоев - один из богатейших ингушских бизнесменов, владелец завода минеральных вод "Ачалуки". Ранее он трудился генеральным директором Управляющей компании ОАО по строительству объектов атомной энергетики Концерн "Росатомстрой" - важной инвестиционно-строительной составной части Госкорпорации "Росатом", "позволяющей комплексно решать различные задачи, возникающие при сооружении и эксплуатации объектов тепловой и атомной энергетики".
Интересы братьев Хасана - Салмана, Исы и Руслана - тоже большей частью неразрывно связаны с атомной отраслью. Родоначальником "атомно-строительного бизнеса" семьи Тумгоевых является их отец Али Магометович Тумгоев, который в своё время переселился из Ингушетии в город Курчатов Курской области, где работал экспедитором Отдела рабочего снабжения (ОРС) Курской АЭС. Тумгоев-старший наладил взаимовыгодную дружбу с директором ОРС Владимиром Хохловыи, позднее ставшим заместителем директора Курской АЭС по коммерческим вопросам и советником главы Минатома РФ (застрелен в собственной московской квартире 11.12.1997; убийство не раскрыто). Ещё в 1992 году в офшорной зоне Республики Бурятия братья Тумгоевы зарегистрировали ООО "Атом-строй" и широко развернулись в Курчатове. После Хохлов обеспечил проникновение Хасана Тумгоева в совет директоров ООО "Атомресурс".
Хасан тогда возглавил Управляющую компанию ОАО Концерн "Росатомстрой", Руслан стал генеральным директором ЗАО "АЭС-Проект-II", директором ООО "УПТК города Курчатова". Иса заделался генеральным директором ОАО "Инжиниринговая компания «Атомэнергомонтаж»".
Согласно версии следствия, в 2016 году расположенный в Нижнем Новгороде НИИ измерительных систем им. Ю. Е. Седакова (входит в Госкорпорацию «Росатом») подписал госконтракт на 335 млн рублей с фирмой «ОКС». За эти средства фирма должна были реконструировать одно из помещений НИИ для проведения различных исследований и испытаний. Были подписаны документы о приёмке части работ. Однако, как полагают в ФСБ, значительная часть работ в реальности выполнена не была, в частности — не проложены дорогостоящие кабели. Формально Тумгоев к «ОКС» не имеет отношения, но по мнению контрразведчиков, именно он являлся фактическим владельцем фирмы. Однако на одном этом гоконтракте «Росатома» ФСБ явно останавливаться не собирается, а изучает и другие, на более крупные суммы. Связано это с присутствием в деле весьма интересной фигуры, имеющей пока статус свидетеля. Бывший сотрудник «Росатома» дал показания, что он занимался организацией заключения контрактов с госкорпорацией, за что получал 10% от максимальной стоимости контракта. В частности, «ОКС» выплатило ему 37 млн рублей. И это была не самая крупная сумма «отката». За посредническую деятельность (она даже оформлялась официально) мужчина получил сотни миллионов рублей. А сейчас судится за невыплаченные ему 400 млн рублей —10% от организованных им госконтрактов с «Росатомом». Сам свидетель, впрочем, на допросах уверяет, что это вовсе не «откаты», а справедливая оплата его труда. Мол, только он один умеет так составлять документацию, что заявка неизменно побеждает на конкурсах «Росатома». Однако в ФСБ такие показания вызывают определённые сомнения.