Компания Skoda JS a.s. 28-29 мая провела учебный курс для специалистов ЮУАЭС, которые будут задействованы в процессе монтажа, испытания, эксплуатации и ремонта системы принудительного сброса давления из гермооболочки на энергоблоке №3. Установить систему планируют во время нынешнего ППР (планово-предупредительного ремонта).
Оснащение энергоблоков системой принудительного фильтрованного сброса парогазовой смеси из гермооболочки входит в перечень постфукусимских мероприятий. Это оборудование повышает безопасность энергоблоков, поскольку предназначено для предотвращения повреждения железобетонных конструкций контайнмента в случае развития тяжелой аварии. По расчетам специалистов, вероятность возникновения давления, способного даже в условиях тяжелых аварий разрушить гермооболочку реакторов типа ВВЭР, эксплуатируемых в Украине, мизерная. Однако Энергоатом принял решение установить системы аварийного сброса парогазовой смеси из контайнмента энергоблоков на всех отечественных атомных станциях.
На блоках №1 и №2 ЮУАЭС подобные системы уже установлены. Их разработчиком стала компания «Westinghouse Electric Germany GmbH». Использован принцип сухой фильтрации с применением уникального аэрозольно-йодного фильтра.
Для серийных энергоблоков, к которым относится блок №3 ЮУАЭС, системы фильтрации аварийного сброса производит компания Skoda JS a.s.. Оборудование уже поступило на восемь энергоблоков украинских атомных электростанций, в том числе, на блок №3 ЮУАЭС.
«Наша компания является разработчиком этой системы, - отмечает технический консультант, руководитель проекта от Украинского офиса Skoda JS a.s. Елена Логвина. - За основу мы взяли технологию «Фраматом» и разработали свой концепт. Спроектировали газовый блок скруббер-вентуре нужных размеров, выполнили расчеты, предварительное обоснование, анализ безопасности проекта и изготовили основное оборудование».
Система принудительного сброса давления для энергоблока №3 существенно отличается от установленных на энергоблоках №1 и №2 ЮУАЭС. Skoda JS a.s. применила комбинированную (двухступенчатую) систему фильтрации. Елена Логвина объясняет: «Мы считаем, что необходимо применять различные методы очистки. На первой стадии основная фильтрация будет проходить в жидкостной фазе. В тот момент, когда будет меньше газо-очистительной жидкости, основную нагрузку возьмут на себя металло-волокнистые фильтры. В принципе, обе системы, которые будут установлены на ЮУАЭС, полностью отвечают техническим требованиям, которые выдвигал заказчик. Главное, что это оборудование обеспечивает 99,99% очистки выбросов для всех типов аэрозолей и 99,5% для газообразного йода».
Перед тем, как установить оборудование, представители компании Skoda JS a.s. провели учебный курс для специалистов ЮУАЭС, которые будут принимать участие в монтаже, обслуживании и контроле системы. В ходе занятий подробно объяснили принцип действия оборудования, особенности его монтажа и размещения в условиях ограниченного пространства гермозоны, рассказали о результатах тестирования опытного образца. На лекции также были приглашены представители учебно-тренировочного центра ЮУАЭС, которые, в свою очередь, распространят полученные знания при подготовке персонала.
«Цель обучения - дать понять специалистам, что представляет собой наша система, из чего она состоит. В качестве слушателей были представители различных подразделений, в том числе и те, кто принимал непосредственное участие в разработке требований к проекту, осуществлял приемку оборудования на заводе, будет контролировать монтаж и в дальнейшем обслуживать систему. Мы пытались дать им те знания, которые будут необходимы в процессе дальнейшей работы»,
- подытожила технический консультант, руководитель проекта от Украинского офиса Skoda JS a.s. Елена Логвина.