23 июля 2019 года правящая в Великобритании Консервативная партия избрала своим лидером министра иностранных дел страны Бориса Джонсона. В соответствии с законодательством, в следующий день он автоматически стал премьер-министром страны.
Во время формального утверждения его кандидатуры в парламенте депутат Труди Харрисон от Коупленда (территория, входящая в состав Западной Камбрии, где находится известный ядерный центр Селлафилд) задала вопрос кандидату в премьеры о его отношении к перспективам развития атомной энергетики, спросив Джонсона, согласен ли он с мнением, что «настало время для атомного ренессанса».
В ответ на данный вопрос Борис Джонсон заявил:
«да, я считаю, что время для атомного ренессанса пришло, я сам являюсь горячим сторонником того, чтобы атомная энергия была основой энергетического баланса нашей страны»;
добавив при этом, что именно атомная энергетика должна внести основной вклад в решение задачи по сокращению выбросов парниковых газов.
Данное обсуждение проходит в момент, когда атомная отрасль в Великобритании находится на переломном этапе своего существования. До 2030 года должны быть выведены из эксплуатации 7 из 8 действующих сейчас в стране энергоблоков. При этом ставится задача строительства замещающих мощностей, что, однако, сталкивается с трудностями социально-экономического характера.
22 июля как раз за два дня до того, как Борис Джонсон стал премьер-министром, британское правительство начало консультации по финансированию строительства АЭС большой мощности, а также о дополнительном инвестировании 18 млн фунтов стерлингов (около 22 млн долларов) на строительство малых модульных реакторов.
Теперь уже бывший государственный секретарь Департамента по делам бизнеса, энергетики и промышленной стратегии (BEIS) – ведомства, курирующего атомную энергетику, Грег Кларк (которого на этой неделе сменила Андреа Лидсом) в прошлом месяце объявил о программе т.н. «регулируемой базы активов» (RAB - Regulated Asset Base), целью которой должно стать установление оптимального соотношения между атомной и возобновляемой генерацией с целью достижения «безуглеродной» энергетики к 2050 году. Согласно этой концепции, поскольку стоимость возобновляемых источников энергии продолжает снижаться, то именно на них и планировалось делать ставку в безуглеродной генерации. При этом оговаривалось, что под эти ограничения не попадает АЭС «Хинкли Пойнт С», строительство которой уже начато, но могут попасть энергоблоки, находящиеся пока в стадии планирования.
В настоящее время в стадии подготовки к строительству в Великобритании находятся 5 энергоблоков. EDF Energy (она же British Energy – британский филиал французского ядерного оператора EDF) совместно с китайской CGN (являющейся миноритарным акционером с 33,3% акций), помимо «Хинкли Пойнт С», планируют также строить новые блоки на площадках АЭС «Сайзвэлл» и «Брэдуэлл» (последний – с использованием китайских реакторных технологий).
С предполагаемым строительством АЭС на других площадках возникли затруднения. Так, Toshiba Corp планировала построить на площадке АЭС «Мурсайд» несколько энергоблоков AP1000 проекта Westinghouse суммарной мощностью 3,8 ГВт. Однако в марте 2017 года, когда процедура лицензирования этого блока в Великобритании была успешно завершена, Westinghouse объявила о своём банкротстве, вследствие чего Toshiba отказалось от этого проекта.
Определённые сложности возникли и с проектами компании Horizon (одним из основных акционеров которой является Hitachi), которая в начале 2019 года объявила о временной приостановке своих строительных проектов. Тем не менее их планы пока ещё окончательно не отменены и заключаются в строительстве на площадках АЭС «Уилфа» в Уэльсе и «Олдбери» на юго-западе Англии энергоблоков с «усовершенствованными кипящими реакторами ABWR суммарной мощностью 5,4 ГВт. Если новое правительство продолжит заявленный курс на развитие атомной энергетики, то эти планы имеют высокие шансы на успешную реализацию.