Россия предложила Азербайджану рассмотреть вопрос создания центра ядерной науки и технологий в интересах медицины, сельского хозяйства, научных исследований, сообщил журналистам глава Росатома Алексей Лихачёв.
"Энергетика интересна Азербайджану с точки зрения замещения внутреннего потребления газа и нефтепродуктов и, соответственно, высвобождения этих объемов для экспорта. Может быть, такое время еще не пришло, когда Азербайджану [это] будет экономически привлекательно. Но мы предлагаем нашим азербайджанским партнерам, как и здесь, в Сербии, рассмотреть вопрос создания современного центра ядерной науки и технологий в интересах медицины, сельского хозяйства, научных работ. Направили соответствующие предложения азербайджанской стороне и вот они их, соответственно, изучают", - сказал Лихачёв.
По его словам, предметных переговоров на этот счет пока не ведется.
"Весь год идут переговоры, последний раз на эту тему отреагировал уже сам Алиев [президент Азербайджана Ильхам Алиев], но мы здесь будем ждать решения. Предметных переговоров на уровне межправсоглашения или контракта еще нет", - заключил глава Росатома.
Сотрудничество со странами Ближнего Востока и Латинской Америки
Лихачев рассказал, что страны Ближнего Востока, а также государства Латинской Америки также проявляют интерес к атомной энергетике, в частности к плавучим АЭС.
"И китайцы этот вопрос (о создании плавучих АЭС - прим. ТАСС) задавали, и филиппинцы этот вопрос задавали. Не только азиатские партнеры. К этому еще огромный интерес стран Ближнего Востока (Саудовской Аравии). В свой недавний визит туда президент РФ в том числе затрагивал на переговорах и эти возможности", - сказал Лихачев.
"Ну и мы понимаем, что не меньший интерес у наших партнеров из Латинской Америки. Тоже консультации сейчас идут на эту тему, тоже впереди поездки. Бразилия и Аргентина проявили интерес к этой тематике, и, возможно, еще чилийские партнеры тоже будут участвовать", - добавил он.
Широкий интерес
"Они интересуются всем. Бразилия, как вы знаете, атомная держава. Они интересуются и большими мощностями, и средними, и малыми, в том числе мобильными (плавучими). Мы исходим из того, что эта тематика будет в повестке наших двусторонних отношений", - добавил глава Росатома.
Ранее Лихачев сообщил журналистам, что госкорпорация рассчитывает, что продажи плавучих атомных теплоэлектростанций за рубеж начнутся в ближайшее десятилетие. Он отмечал, что проектом заинтересовался ряд стран, среди которых Аргентина и другие страны Латинской Америки, страны Юго-Восточной Азии, в том числе Филиппины, страны Персидского залива.
Росатом и Судан 16 июля обсудили сотрудничество сторон в области мирного атома, в том числе и вопрос сооружения для Судана плавучего энергоблока.
Первый плавучий атомный энергоблок "Академик Ломоносов", построенный Росатомом, в сентябре прибыл в Певек (самый северный город России) на место постоянного базирования. Плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) станет 11-ой в России и самой северной в мире. Энергообъект электрической мощностью 70 МВт и тепловой 50 Гкал/ч может обеспечить светом и теплом до 100 тыс. человек.
Портфель зарубежных заказов
По словам главы госкорпорации, десятилетний портфель зарубежных заказов Росатома уже несколько лет находится на уровне около $130 млрд, эта сумма устраивает Росатом. Компании интересен не сам факт заказа, а его маржинальность.
"Уже несколько лет он (портфель зарубежных заказов - прим. ТАСС) находится в районе $130 млрд. Общий портфель заказов - до $200 млрд, но краткосрочные законтрактованные объемы поставок как строительных, так и технологических находятся в районе $130 млрд. Как этот год получим-посмотрим, впереди еще два месяца контрактной деятельности", - сказал Лихачев.
"Нас устраивает сумма $130 млрд. И есть тонкость в том, что она уменьшается за счет того, что переходит из заказов в объемы работ. Она регулярно уменьшается у нас на зарубежную выручку, которая где-то $6-7 млрд", - сказал он.
"По большому счету надо бы добавлять где-то $5-6 млрд ежегодно, чтобы поддерживать этот баланс между объемами выполненных работ и объемами законтрактованных заказов, то есть это такая постоянная цель. Мы не настроены на то, чтобы увеличить объем заказов заметно, потому что он соответствует нашим мощностям, нашим сегодняшним возможностям с точки зрения зарубежных поставок. Во вторых, важно понимать, что мы уже достигли такого уровня насыщения, что нужен не сам факт заказа, а его маржинальность", - добавил Лихачев.