Быстро развивающийся в мире рынок литий-ионных батарей оставляет Россию на обочине. Хотя у нас есть два довольно крупных российских производства (первое связано с Роснано, второе – с Росатомом), наша страна не является существенным игроком этого рынка ни в мире, ни в своей стране, в основном обеспечивая потребности за счёт импорта.
Но есть все признаки того, что эта тенденция в скором времени изменится. Росатом поручил продвигать это направление одному из самых активных своих топ-менеджеров – ныне генеральному директору ООО “Катодные Материалы” Эмину Нариман оглы Аскерову, за плечами которого успешный опыт реализации именно таких проектов, которые кажутся многим невероятными.
Как заявил Аскеров в интервью изданию e-vesti,
Развитие рынка литий-ионный батарей – это глобальный тренд, возникший около 10 лет назад, который уже спускается к нам. По моему скромному мнению, он возник в мире чуть раньше, чем мы как страна стали к нему готовы. Сейчас ситуация меняется, это так или иначе к нам приходит. Но ещё есть куча сомнений относительно того, будет или не будет у нас этот рынок.
Касаясь вопроса развития этого рыка, Аскеров отметил:
Кому нужны такие накопители, так это автотранспорту. Но в России это не автотранспорт в понимании личных автомобилей, а коммерческий транспорт. Мы сейчас общаемся по вопросу поставок только с российскими предприятиями (АвтоГАЗ и пр.).
Есть компании из сферы автотранспорта, которые проводят свои исследования на эту тему. Есть в России и целые экосистемы небольших компаний, которые занимаются разработкой решений для автотранспорта. Их достаточно много, и мы ими тоже пользуемся.
Мы уже сегодня видим, что на жизненном цикле электроавтобусы могут конкурировать с обычными автобусами. Если Вы говорите о стоимости покупки – да, стоимость электробуса гораздо выше, но если Вы смотрите на жизненном цикле эксплуатации, то он сопоставим и где-то даже дешевле. Узлов, которые нужно ежегодно ремонтировать и обслуживать, в этой технике гораздо меньше, Вы не жжёте топливо, а электроэнергия пока ещё достаточно дешёвая.
В мире есть восемь стран, где есть огромный спрос на накопители для энергетики и электротранспорта. Россия в их число не входит. Развитие рынка литий-ионных аккумуляторов в России сдерживают два фактора: во-первых, в отличие от лидеров потребления, у нас нет поддержки развития электротранспорта со стороны государства (в других странах это есть, вплоть до перехода муниципального транспорта на электричество), во-вторых, в нашей стране отсутствуют фрагментарные электросети.
Литий-ионные батареи востребованы там, где электросеть не единая и надёжная, как в России, а там, где она исторически создавалась кусочками, и где существуют серьёзные проблемы с электросвязью. Страны-потребители литий-ионных аккумуляторов покупают их в огромных количествах, используют, и когда сроки их службы начнут подходить к концу, они будут принимать решения о том, что с этим делать.
Что же касается сроков развития проекта, то, по словам Аскерова, "Я начал заниматься этой проблемой с мая 2019 года. Думаю, что к маю следующего года мне будет, что Вам рассказать."