В Брюсселе в эти дни активно обсуждается вопрос перевода энергетики ЕС на так называемые «зелёные рельсы». Группы лоббистов пытаются продвинуть идею о том, что страны, входящие в Евросоюз, должны отказаться от атомной энергетики. Кроме того, в проекте новой, «зелёной», хартии предлагается существенно снизить объёмы потребления энергоносителей, которые не относятся к числу возобновляемых источников энергии (речь, например, о природном газе).
Наибольшее сопротивление такого рода инициативе исходит, как выясняется, от Франции. Париж выступил категорически против того, чтобы атомная энергетика в ЕС оказалась под полным запретом. И такая позиция французов вполне объяснима. На сегодняшний день около 70% всей электроэнергии, генерируемой во Франции, - это выработка АЭС. Во Франции действует несколько атомных электростанций с более чем 55 работающими реакторами. Франция активно занимается разработками реакторов нового поколения, вкладывая в эту отрасль сотни миллионов евро. Отказаться от АЭС - для Франции означает попросту похоронить свою энергетику.
В Париже отметили, что не будут подписывать документ о «зелёной энергетике», если из него не будет вычеркнут пункт о запрете на эксплуатацию АЭС. И в Брюсселе к таким заявлениям французских властей прислушались.
Такая позиция Брюсселя удостоилась жёсткой критики со стороны Германии. Крупное немецкое издание Die Welt назвало позицию Брюсселя лицемерной.
В ФРГ отмечают, что ЕС активно поддержал Германию в тот момент, когда в Берлине в 2011 году (на фоне аварии на японской АЭС «Фукусима-1») заявили о готовности в 2020-х годах полностью отказаться от эксплуатации ядерных реакторов. А теперь говорят о том, что полный отказ от атомной энергетики "нужно обсуждать".
Критика Брюсселя со стороны Берлина связана ещё и с тем, что новая «зелёная программа» ЕС предусматривает фактические ограничения на закупку природного газа – в первую очередь у России. Таким образом, для Германии ситуация, если вдруг немцы решат поддержать «зелёную программу» ЕС, выглядит тупиковой: во-первых, придётся отказываться от закупок газа у России, во-вторых, ещё и свернуть работу АЭС. Как в таком случае развивать энергетику, в Германии задают вопрос евробюрократам.
Парижу, получается, свою точку зрения отстоять пока удалось. Если к нему подключится ещё и Германия, то новый «экопроект» будет обречён. Хотя и сегодня его перспективы вызывают вопросы. Дело в том, что проект подразумевает колоссальные суммы инвестиций: по 180 млрд евро ежегодно. И если проект будет принят, то основное бремя этих расходов ляжет на плечи именно французских и немецких налогоплательщиков.