В НИЯУ МИФИ состоялось заседание экспертной группы по обсуждению Концепции проведения экспертно-аналитической оценки внедрения комплекса мер, направленных на развитие системы высшего образования в Российской Федерации.
В совещании приняли участие представители Минобрнауки, НИЯУ МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГУ-МИРЭА, НИУ «МЭИ», НИУ ВШЭ, МФТИ, РНИМУ им. Н.И. Пирогова и других вузов из разных городов России.
Директор Центра мониторинга и рейтинговых исследований НИЯУ МИФИ Сергей Киреев представил для обсуждения экспертному сообществу методику комплексного обследования оценки эффективности реализации проектов по развитию системы высшего образования в России в период 2006-2018 гг.
Он подчеркнул, что в выполнении работы принимала участие рабочая группа НИЯУ МИФИ, эксперты как российского, так и мирового уровня. Цель работы – сравнить критерии и механизмы отбора организаций высшего образования в рамках выполненных проектов, направленных на развитие системы высшего образования с 2006 по 2018 годы. Были проанализированы проекты: «Федеральный университет»; «Национальный исследовательский университет»; «Проект 5-100»; «Поддержка программ стратегического развития вузов»; «Развитие сети опорных вузов»; «Вузы, как центры создания пространства инноваций». Сергей Киреев в докладе представил результаты анализа по каждой группе университетов. В частности, особое внимание было уделено поддержке программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», а также совершенствованию механизма присвоения этой категории вузам. В ходе обследования с применением разных методик была выявлена группа лидеров в категории НИУ и группа вузов, имеющих низкие показатели по ряду категорий. В финале доклада прозвучало предложение ввести новую модель конкурсного отбора программ развития вузов для присвоения категории «национальный исследовательский университет».
Прозвучало предложение разделить вузы на три категории конкурентоспособности: глобальная, национальная, региональная. По словам С.В. Киреева, вузы могут занимать позиции в любой из трех предложенных категорий. НИУ должны занять лидерские позиции на глобальном научно-образовательном рынке по прорывным научным направлениям и вносить существенный вклад в подготовку кадров по приоритетным направлениям развития науки и технологий для регионов и российской экономики в целом. Речь идет о формировании НИУ как центров науки, образования, инноваций. В таких вузах необходимо создавать подразделения для внедрения разработок университетов в реальную экономику, способствовать их превращению в предпринимательские университеты.
Заместитель генерального директора RAEX (РАЭКС-Аналитика) Дмитрий Кабалинский выступил с докладом «Сравнительный анализ основных показателей результативности российских и зарубежных исследовательских университетов». Он представил выявленные характерные признаки исследовательского университета: мультидисциплинарность научно-исследовательской деятельности и образовательных программ; упор на передовые исследования и интеграция образовательной и исследовательской деятельности; сравнительно высокая доля учащихся на постдипломных программах; международная интеграция.
Представители рабочей группы НИЯУ МИФИ подробно рассказали о методике комплексного обследования каждого проекта по развитию системы высшего образования в России в период 2006-2018 гг.
Вице-президент Elsevier Марат Фатхуллин выступил с онлайн-докладом, выразив экспертное мнение о том, как должны развиваться университеты, чтобы стать еще более сильными, влияющими на экономику и создание инноваций. Он представил опыт развития вузов других стран, в частности Великобритании. По его мнению, университеты должны ставить перед собой цели, отвечающие на глобальные вызовы, а не использовать как предел целеполагания показатели Минобрнауки. Кроме того, университеты должны стать ответственными сильными игроками рынка и через ассоциации помогать Министерству выводить российские университеты в глобальные лидеры.
Эксперты обсудили методику оценки программ развития вузов, высказали свои предложения и пожелания. Большая часть вопросов была посвящена вопросам публикационной активности, привлечения молодежи в научно-образовательную деятельность, формирования предпринимательской среды в вузах.