Правительство Д.Р.Конго (экс-Заир) объявило в феврале о том, что выделит средства для обеспечения повторного старта исследовательского реактора "Trico II".
У бывшего Заира есть два исследовательских реактора. Их названия запоминаются легко - "Trico I" и "Trico II". Hа сегодняшний день оба реактора остановлены, хотя статус остановов разный - окончательный у "Trico I" и расширенный у "Trico II".
Тип обоих реакторов - TRIGA. Тепловая мощность - 50 кВт(т) у первого и 1 МВт(т) у второго.
"Trico I" был первым исследовательским реактором в Африке. Его построили с бельгийской помощью в 1958-1959 годах, то есть произошло это ещё при бельгийской колониальной администрации.
Реакторную установку купили у "General Atomics", а для размещения реактора построили ядерный центр, получивший неофициальное наименование "Trico Center".
Человеком, сыгравшим одну из ключевых ролей в том, что на территории бельгийской колонии в Африке появился настоящий реактор, был Люк Гийон, ректор католического иезуитского университета "Lovanium" в Киншасе.
Гийон - человек интересной судьбы. В возрасте 26 лет он был рукоположен в священника, но одновременно он учился и защитил диссертацию по атомной энергетике. Будучи священником, он учился в Принстоне и посещал семинары Оппенгеймера.
Поэтому не стоит удивляться, что, возглавив католический университет в Киншасе, Гийон практически сразу поставил вопрос о строительстве при университете ядерного реактора.
"Trico I" оставался в строю до 1970 года, после чего был окончательно остановлен, и на нём начались вялотекущие работы по выводу.
Немногим позже, в 1972 году Гийон вернулся в Бельгию, где преподавал, представлял Бельгию в МАГАТЭ, получил ряд церковных и научных наград и скончался в возрасте 77 лет в 1998 году в Брюсселе.
На смену "Trico I" пришёл более мощный "Trico II". На критику впервые его вывели в марте 1972 года. Как и первый реактор, строили его с бельгийской помощью.
Организация африканских государств предложила сделать на базе "Trico II" региональный ядерный центр, но эта идея не была реализована.
История Д.Р.Конго (Заира) полна политических неурядиц, восстаний, мятежей, гражданских войн и санкций. "Trico I" пережил их относительно спокойно, разве что в период мятежа против Патриса Лумумбы здание реактора брали под контроль голубые каски ООН (а США в тот период хотели, но не смогли вернуть обратно поставленное для реактора топливо).
А вот по "Trico II" политика прошлась дорожным катком. В конце 80-ых годов заирское правительство резко сократило финансирование эксплуатации реактора. Далее подключились сложности международного характера, а именно, стало невозможным поставлять в страну из США новые партии свежего топлива.
Реактор пришлось перевести на работу на пониженных уровнях мощности, а в ноябре 2004 года он был заглушен "по соображениям безопасности" и с той поры находится в режиме расширенного останова (extended shutdown).
Периодически "Trico II" попадал на страницы газет и отчётов из-за беспокойства о сохранности его топлива.
Так, в 2006 году на одном из рабочих совещаний в МАГАТЭ было сказано, что на площадке реактора хранится 144 слегка облучённых сборок из урана с обогащением 19% и девять свежих таких сборок.
Атомную бомбу сделать из этих сборок нельзя, но зато можно сделать грязную бомбу. Поэтому сборки надо вывезти в США, но этому препятствует неспокойная обстановка в стране, отметили на совещании.
Топливо "Trico II" представляет собой смесь низкообогащённого урана и гидрида циркония (ZrH1,6) в соотношении 8,5:91,5.
В наши дни обстановка в Д.Р.Конго нормализовалась, насколько это вообще возможно для африканских условий (по крайней мере, в 2019 году по итогам выборов произошла мирная смена президентов), и правительство вспомнило об остановленном "Trico II".
"Правительство дало своё согласие на повторный пуск реактора "Trico II", - говорится в распространённом после одного из правительственных заседаний в феврале официальном сообщении.
Этому событию предшествовала большая работа, выполненная конголезскими атомщиками при поддержке МАГАТЭ.
В начале марта 2020 года министр научных исследований Д.Р.Конго Хосе Мпанда Кабангу вылетел в Вену, чтобы сообщить о принятом решении о повторном пуске реактора и заручиться от МАГАТЭ дополнительной поддержки.
После поездки министр рассказал журналистам, что на всех встречах и рабочих совещаниях в МАГАТЭ собеседники "выражали искренний энтузиазм в поддержку политического решения Демократической Республики Конго о возобновлении работы реактора".
В новой жизни "Trico II" будет работать на нужды сельского хозяйства, медицины, науки, горнодобывающей промышленности и других секторов экономики. Дело за малым - пустить реактор и убедиться, что с ним после длительного простоя всё в порядке.