Россия проявляет большой интерес к атомной энергетике и урановой индустрии в странах Центральной Азии, в частности в Кыргызстане. Однако фактически все предлагаемые проекты сопровождаются активными народными протестами. Глава Евразийского аналитического клуба, эксперт Российского совета по международным делам Никита Мендкович считает, что в пропаганде радиофобии среди центральноазиатского населения замешаны представители США.
По мнению Мендковича, споры вокруг ядерных проектов в регионе возникают на фоне конкуренции между российским государственным холдингом по атомной энергии «Росатом» и одной из ведущих электротехнических компаний США Westinghouse.
«Россия занимает 70% мирового рынка строительства атомных станций. «Росатом» реализует проекты 36 блоков АЭС на общую сумму 135 млрд долларов США. Концентрация строительных проектов в руках России ведет к технологическому отставанию Америки, потому что технологии АЭС невозможно развивать вне реальных проектов. Кроме того, Россия перехватывает CASA-1000, и в долгосрочной перспективе контроль энергетических рынков – либо через нефтегазовые ресурсы, либо через ядерные технологии. В этих условиях Вашингтон вынужден сражаться за каждый проект АЭС. Если не перехватить, то не дать «Росатому» его реализовать как можно дольше», – отметил он.
Российский эксперт привел в пример массовую информационную компанию против добычи урана в Иссык-Кульской области Кыргызстана. Аналитик пришел к выводу, что практически все организации, участвующие в подобных протестах получают гранты от США. По его словам, антипиар освоения урановых месторождений спонсируется со стороны НКО «Интерньюс», которое распределяет в ЦА средства американского правительственного агентства USAID либо структур Евросоюза.
«В Кыргызстане среди лидеров кампании против добычи урана еще один фигурант того же скандала – Рита Карасартова. Ее НПО «Институт Общественного Анализа» является получателем средств NED, а сама Карасартова – участница «майских встреч» в Бишкеке с представителями США. Также против разведки месторождений урана агитировала фигурировавшая в той же истории Чолпон Джакупова («Адилет»), Алмагуль Осмонова («Таалим-Форум», финансируемый американским «Фондом Кристиансена») и ряд других лидеров НПО с американским финансированием», – заключил Никита Мендкович.
Напомним, что весной прошлого года в Бишкеке и Тонском районе прошла череда митингов с требованием закрыть уранодобывающий проект. В соцсетях под петицией о запрете разработки подписались более 20 тысяч человек. Разработкой намеревалась заняться российско-кыргызская компания «ЮрАзия. В результате широкого общественного резонанса президент КР Сооронбай Жээнбеков в декабре 2019 года подписал закон о запрете разработки урановых месторождений в стране. Таким образом, с января текущего года в Кыргызстане запрещена деятельность, связанная с поиском, разведкой и добычей урана, тория, а также других радиоактивных хвостохранилищ и горных отвалов. Дополнительно запрещен ввоз в республику ураносодержащего и торийсодержащего сырья и отходов.