Разведочное бурение и добыча урана выщелачиванием на месте не должны проводиться в водоносных горизонтах, заявил на текущей неделе министр водных ресурсов Намибии Калле Шлеттвайн, сообщает 7 октября газета New Era LIVE.
Headspring Investment, дочерняя компания российской компании Uranium One, ведет разведку урана в Омахеке, восточном регионе Намибии.
Разведочные работы и предстоящая добыча радиоактивного минерала вызвали напряженность среди некоторых фермеров, общественных деятелей и государственных чиновников из-за непосредственной близости горнодобывающей деятельности к ценному для животноводческого хозяйства области водоносному горизонту SAB.
Stampriet Artesian Basin (SAB) является крупнейшим в стране артезианским бассейном, охватывающим около 60 000 кв. км на юго-востоке Намибии и простирается в соседние Ботсвану и Южную Африку.
В среду на проходившей в столице конференции по перспективам сельского хозяйства Шлеттвайн заявил, что для защиты качества ресурсов подземных вод политическая позиция заключается в том, что в любом водоносном горизонте не должно проводиться разведочное бурение и выщелачивание на месте.
«Это особенно относится к текущим предлагаемым разведочным буровым работам в районе Стамприет и в любом другом районе водоносного горизонта», — подчеркнул Шлеттвайн.
Отвечая на вопросы New Era, представитель Uranium One Риан ван Ройен сказал, что Headspring Investments очень разочарована, поскольку компания выполнила все юридические процедуры и исключительная лицензия на разведку (EPL) и сертификаты соответствия экологическим нормам (ECC) были получены на законных основаниях.
«Мы находим довольно странным, что сначала были выданы разрешения от министерства водного хозяйства, а теперь, после инвестиций в размере около N$850 млн ($47,432 млн), министр, похоже, решил остановить проект», — заявил Ван Ройен.
Он добавил, что компания неоднократно обращалась к министерству и надеется, что министр будет открыт для дальнейших обсуждений, чтобы прояснить этот вопрос.
Ван Ройен отметил, что компания доверяет государственным системам Намибии, которые утверждали EPL, ECC и другие соответствующие разрешения, которые включали и воду.
«Очевидно, что между министерствами существует много серых зон, и компания готова предложить свой опыт, чтобы помочь правительству Намибии расчистить путь для инвесторов в горнодобывающую промышленность, которые хотели бы прийти в Намибию в будущем», — сказал он.
Российская компания по-прежнему надеется, что три соответствующих министерства, а именно водного хозяйства, охраны окружающей среды и горнодобывающей промышленности, смогут объединиться и договориться о дальнейших действиях, чтобы гарантировать ей разработку стоимостью в миллиарды долларов, которая принесет пользу Намибии.
Отвечая на вопросы Национальной ассамблеи в прошлом месяце, министр горнодобывающей промышленности Том Алвиндо сказал, что бурение скважин Uranium One Group остановлено, поскольку компания ожидает нового разрешения.
«Мы собираемся продолжать контролировать, чтобы убедиться, что компания делает то, что ожидается в соответствии с выданными разрешениями, то есть будут ли они выданы. Но в настоящее время они не бурят. Мы в равной степени обеспокоены тем, что, если они будут делать это без управления процессами в водных ресурсах, это может привести к загрязнению подземных вод», — предупредил Альвиндо.
Uranium One принадлежит российской государственной корпорации «Росатом», которая специализируется на атомной энергетике, а также занимается разведкой, добычей и переработкой урана.
Компания предложила для добычи урана метод подземного выщелачивания ISL, также называемый извлечением на месте или добычей раствором. Он представляет собой процесс добычи полезных ископаемых, таких как медь и уран, через скважины, пробуренные в месторождении. Выщелачивание на месте происходит путем искусственного растворения твердых минералов.
Горнодобывающая компания в проводимых ею общественных обсуждениях, в том числе с привлечением иностранных экспертов, неоднократно доказывала, что все химические вещества, используемые ею в разведочных работах, являются экологически безопасными по сравнению с обычной открытой или подземной добычей и фермерам в этом районе не о чем беспокоиться.
Спорный проект ранее получил одобрение от некоторых членов правительства и высокопоставленных чиновников, таких как заместитель министра шахт Корнелия Шилунга и губернатор Омахеке Пижу Нганате.