Комиссия по ядерному регулированию (NRC) США провела 2 апреля 2020 года очередной семинар по тематике перспективных ядерных реакторов.
Одна из презентаций (автор - Джеффри Меррифилд (Jeffrey S.Merrifield) из совета по атомной промышленности США (USNIC)) была посвящена результатам опроса компаний-разработчиков перспективных реакторов, проведённого в марте 2020 года.
Абсолютное большинство (более 90%) участников опроса считает для себя "очень важным" или "важным" разрешение регуляторами остающихся "политических вопросов" в области лицензирования перспективных реакторов.
Среди таких вопросов наиболее важными участники сочли вопросы размещения перспективных реакторов, квалификации топлива, использования ВАБ в процессе лицензирования, а также вопросы, касающиеся объектов топливного цикла, повышенного обогащения урана и транспортировки.
Следующий блок вопросов касался планов компаний по лицензированию своих проектов в США и Канаде. Три четверти отвечавших заявили, что планируют лицензировать в обеих странах, оставшаяся четверть разделилась примерно поровну между ответами "только в США" и "только в Канаде".
Все участники опроса сочли "очень важным" или "важным" согласование регуляторами США и Канады лицензионных процессов по перспективным реакторам, причём более 70% считают, что это должно быть сделано в краткие сроки (1-3 года).
Среди других стран, которые рассматриваются разработчиками в качестве потенциальных заказчиков, были названы Япония, Британия, Иордания, Польша, Чехия, Украина, ОАЭ, Индия, Южная Корея, Индонезия и Гана.
Обращает на себя внимание, что, несмотря на часто декларируемый тезис о привлекательности африканского рынка для ядерных технологий, в списке присутствует только одна африканская страна - Гана.
Практически все участники заявили, что для их проектов такая зона должна совпадать с границами площадки. Никто не выбрал ни 2-мильную зону, ни 10-мильную, а менее 10% участников дали ответ, что к их проекту понятие EPZ неприменимо (вне зависимости от того, чтобы это значило).
Более 80% проектов имеют зал управления, причём те компании, что дали подробный ответ, назвали численность операторов в смене от 1 до 3 человек.
Ответы на вопрос о частоте перегрузки разделились см. на прилагаемом графике. Есть проекты с традиционными кампаниями 18-24 месяцев, но явный перевес наблюдается в сторону ответов "более 5 лет между перегрузками" и "никогда".
Свыше 40% участников опроса надеются получить для своих проектов госгарантии по программе "DOE Loan Guarantee Program", в то время как свыше 20% не собираются этого делать. Сумма ответов на вопрос не равна 100% - по всей видимости, некоторые из компаний ещё не определились с планами или не пожелали их раскрывать.
Заключительный вопрос в опросе был сформулирован так: "Какие проблемы не дают вам спать по ночам?".
Как выяснилось, более всего разработчиков перспективных реакторов беспокоит доступность низкообогащённого урана повышенного обогащения (HALEU).
Достаточность государственного финансирования для развития технологий перспективных реакторов делит второе-третье место с возможностью продать 10-20 коммерческих установок после строительства демонстрационного аппарата.
Доступность финансирования для зарубежных заказов оказалась на пятом-шестом месте в списке "головных болей" разработчиков, а лицензирование в NRC - и того ниже, на седьмом-восьмом.