Центральный проектно-технологический институт топливной компании «ТВЭЛ» в апреле заключил государственный контракт на проектные и изыскательские работы для создания Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ»). О том, как проектируют установку в пяти городах и что происходит на стройплощадке под Новосибирском, «СР» рассказал генеральный директор ЦПТИ Михаил Тарасов.
По его словам, национальный проект класса мегасайенс является для ЦПТИ одним из приоритетных. При реализации таких масштабных задач мы получаем не только загрузку персонала, но и новые компетенции. Это важно для развития и ЦПТИ, и «Росатома» в целом. Однако при всей своей уникальности «СКИФ» соизмерим по масштабам и уровню сложности с другими проектами, которыми занимается институт.
Учитывая сжатые сроки реализации, работы на площадке мы начали до заключения госконтракта, когда участие ЦПТИ уже стало очевидным. На площадке в наукограде Кольцово мы проводим инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрогеологические и инженерно-экологические изыскания. Работают четыре буровые установки. Уже пройдено около 3 тыс. погонных метров скважин из 6 тыс. запланированных. Идут полевые опытные работы, статическое зондирование грунтов. Выполнена топографическая съемка в масштабе 1:500. Проводится сейсморазведка и наблюдения за колебаниями грунтов. Высокоточные исследования нужны для прогноза движения земной поверхности. Эти факторы мы будем учитывать при проектировании, поскольку синхротрон — объект высокочувствительный. Результаты инженерных изысканий станут исходными данными для проектирования, - сказал Тарасов
В состав Центра коллективного пользования СКИФ будут входить:
- Основной корпус с источником синхротронного излучения и инженерной частью, включающей линейный ускоритель (линак), бустерный синхротрон (бустер), каналы транспортировки электронных пучков от линака до бустера и от бустера до основного кольца и каналов вывода пучков синхротронного излучения.
- Лабораторный корпус.
- Административно-офисное здание с инфоцентром.
- Корпус с участком стендов и испытаний.
- Вспомогательные здания и сооружения (энергоблок, корпус инженерного и противопожарного обеспечения и т. д.).
Разработаны три варианта архитектурного облика ЦКП «СКИФ». Это внешний вид, визуальная концепция проекта. Создана схема генерального плана центра коллективного пользования с перечнем зданий и сооружений. Разработаны технологические планировки вспомогательных объектов. До конца года предстоит провести комплексные инженерные изыскания на площадке строительства, разработать комплект проектной документации на основании цифровой информационной модели. Прохождение государственной экспертизы проектной документации — до середины 2021 года.
В ЦПТИ создана структура управления проектно-изыскательскими работами под руководством главного инженера проекта. Определены руководители по направлениям — главный технолог, главный архитектор, главный конструктор и т. д. Основной объем проектирования распределен между центральным офисом ЦПТИ в Москве и филиалами в регионах — Новосибирске, Глазове, Ангарске, Новоуральске. За каждым филиалом закреплены свои объекты. Работники филиалов сами предложили свои услуги — сложные проекты дают профессиональный рост.
ЦПТИ применяет технологии BIM-проектирования — информационного моделирования, которое позволяет управлять объектом на всех стадиях его жизненного цикла. В результате будет создана цифровая информационная модель ЦКП «СКИФ», или BIM-модель. Это будет совокупность всей архитектурно-конструкторской, технологической информации об объекте. Все части проектной модели — архитектурная, конструкторская, отопление, водоснабжение, вентиляция и т. д. — объединены в информационную среду. Это дает понимание и визуализацию решений, позволяет обнаружить геометрические конфликты и исключить коллизии между конструкциями и инженерными системами, а также инженерных систем между собой.