По сообщению Bloomberg News, Китай, вероятно, не достигнет своей цели в области ядерной энергетики в этом году, но вряд ли это разрушит более широкие амбиции стать главным лидером планеты по экологически чистому топливу к концу десятилетия.
Правительственные исследователи в КНР заявили, что в энергетической структуре, которая по-прежнему будет в значительной степени включать уголь и другие ископаемые виды топлива, ядерная мощность может увеличиться более чем в 2 раза до 130 ГВт к 2030 году. Хотя это будет только около 10% национальной выработки электроэнергии, такова доля Китая на энергетических рынках это все равно позволит сэкономить количество углерода, которое Германия ежегодно выделяет при сжигании угля, нефти и газа.
Между тем, похоже, что Китай не достигнет своей цели в 58 ГВт ядерной энергии к концу этого года. Почему, как и в случае практически всех недавних споров, связанных с атомной энергией, произошла катастрофа на Фукусиме в Японии 9 лет назад, что привело к замедлению новых проектов и приостановлению согласований. Тем не менее, «GlobalData Plc» прогнозирует, что Китай опередит Францию как ядерного генератора №2 в мире в 2022 году и сместит с первого места США через 4 года после этого.
По состоянию на 2019 год в КНР было установлено почти 49 ГВт, и в этом году он превысит 55 ГВт. По словам ведущего аналитика BloombergNEF Криса Гадомски, для строительства новых станций или добавления реакторов на существующих АЭС требуются годы для планирования и строительства, а трехлетнее замораживание разрешений, закончившихся в 2019 году, привело к утончению трубопровода на это десятилетие.
На ежегодной парламентской встрече в Пекине, которая закончилась на прошлой неделе, делегаты предложили Китаю начать строительство 6-8 реакторов в год. В настоящее время занятость является главным приоритетом для руководства Китая, и, по словам одного из представителей компании, типичный реактор мощностью 1 ГВт может создать 50 тыс рабочих мест.
Увеличение, вероятно, получит долю от угля. Что касается всех обязательств Пекина по смягчению последствий изменения климата, продвижению ВИЭ и использованию газа в качестве замены самого грязного ископаемого топлива, уголь по-прежнему обеспечивает более половины потребностей страны в электроэнергии. И хотя его доля в структуре энергопотребления сокращается, растущая экономика диктует, что общее потребление все еще находится на рекордном уровне.
Как сказал Гадомский, Китай и другие ведущие ядерные державы «оценивают, какие ядерные технологии будут доминировать в предстоящее десятилетие». В прошлом году получили «зеленый свет» 4 блока — местные реакторы «Hualong One», разработанные «China National Nuclear Corp.» и «China General Nuclear Power Corp.». Они по-прежнему будут конкурировать с другими проектами, в том числе из-за рубежа, и должны доказать, что они безопасны, но в то же время их одобрение является четким сигналом на пути продвижения страны вперед.
Как сказал директор по исследованиям в «Wood Mackenzie Ltd» Алекс Уитворт: «Государственные регулирующие органы отложили утверждение новых блоков и ожидают завершения строительства новых реакторов отечественного типа, которые продемонстрируют успешную и безопасную эксплуатацию. Это может произойти в следующем году и должно привести к новому раунду выдачи разрешений на атомные электростанции с использованием отечественных китайских технологий».
«WoodMac» ожидает, что мощность в Китае в 2030 году составит более 100 ГВт. Уитворт отметил: «Это означает, что Китай становится мировым лидером в области ядерных технологий, даже когда другие страны отказываются от ядерной энергетики».
В то время как огромная бюрократическая машина КНР и конкурирующие правительства создают свои собственные риски в отношении числа и скорости одобрения, среди сил внешнего давления очень сильно вырисовывается коронавирус. Снижение спроса на электроэнергию из-за карантина в Китае в начале года уже привел к тому, что проекты «CGN Power» задерживают, сокращая расходы на 2020 год. Дальнейшие волны заражения Covid-19, пока не контролируемые вакциной, приведут к еще большему спаду в промышленности и могут привести к более долгосрочным целям.
Кроме того, существует потенциал для публичного противодействия ядерному оружию, которое препятствует перезапуску японского парка реакторов. Протестующие из прибрежных районов успешно предотвратили распространение промышленности внутри страны, а на фоне местной оппозиции завод по производству ядерного топлива в провинции Гуандун был закрыт в 2013 году. Эффективная утилизация ядерных отходов по-прежнему вызывает обеспокоенность, поскольку в 2016 году после проведения акций протеста развитие участка в провинции Цзянсу было остановлено. Но в последние годы сопротивление ядерному оружию несколько уменьшилось.
Так что, возможно, самая большая угроза исходит из других источников стабильной чистой энергии в Китае. Растущий опыт страны и ее акцент на солнечной и ветровой энергетике, а также непомерные первоначальные затраты на атомную энергетику и ее проблемы с безопасностью свидетельствуют о том, что если атомная энергия в итоге окажется на заднем сиденье, то это может быть связано с более широким успехом ВИЭ.