За год собрать в гараже института гоночный автомобиль и занять на нем третье место на престижных европейских соревнованиях удалось команде ТРИНИТИ. В сентябре гонщики из «Росатома» приняли участие в четвертом этапе национального чемпионата Финляндии по ралли в городе Коувола.
Чемпионат Финляндии — один из самых престижных спортивных турниров в Европе. Гоночная трасса проходит вокруг многочисленных озер. Возвышенности на ней резко сменяются низинами, из-за чего верхние точки подъемов превращаются в трамплины — непростое испытание для гонщиков.
Команда из Троицка TRINITI Rally Team, выступавшая при поддержке «Русатом Энерго Интернешнл», прибыла в Финляндию заранее, чтобы выдержать двухнедельный карантин и спокойно подготовиться к соревнованиям.
Тренировки проводили на дороге в городе Миккели, которую перекрыли перед соревнованиями. Перед каждым этапом гонки машина проходит обкатку. Гравийные дороги немного различаются, и чтобы лучше чувствовать автомобиль на незнакомой трассе, для тренировок выбирают дорогу, больше всего похожую на трассу соревнований. Подвеску и углы установки колес настраивают уже в районе проведения ралли.
Настраивать спортивный седан на базе ВАЗ‑21106 команде ТРИНИТИ помогал Яри Кетомаа — двукратный чемпион Финляндии по ралли и профессиональный инженер по амортизаторам. «Собранный в России автомобиль развивает очень хорошую скорость и имеет большой потенциал», — отметил Кетомаа.
После тестов проверили все узлы спорткара, и через несколько дней команда приехала в Коуволу, к месту проведения ралли. Подготовка и соревнования заняли два дня. Первый был посвящен знакомству с трассой — по вечерам проходили пробные заезды. Гонка стартовала следующим утром. Участникам предстояло преодолеть два круга общей протяженностью 250 км.
«Ралли в Финляндии — настоящий национальный праздник с огромным количеством зрителей. Казалось, что вся страна приехала посмотреть на это событие, — делится впечатлениями Роман Беляев, пилот и руководитель команды TRINITI Rally Team. — Трасса оказалась сложной. Особенно для нашего первого старта в чемпионате. Но мы без проблем добрались до финиша. Это фантастическое чувство, когда приезжаешь в страну, где проводят ралли мирового уровня, на собственноручно сделанном автомобиле и занимаешь призовое место. У местных это вызвало шок. Золото и серебро, кстати, взяли финны».
Команда TRINITI Rally Team была создана в 2015 году. Сейчас в ее составе — пилот, штурман, два механика, тренер и координатор.
Роман Беляев увлекается ралли много лет. После победы в Кубке России в 2015 году он пришел к Владимиру Черковцу, который в то время был директором ТРИНИТИ, с предложением организовать институтскую команду. Руководитель идею поддержал, и в гараже закипела работа.
Гоночный автомобиль был построен при поддержке ТРИНИТИ
«Институт оказывает нашему проекту также инженерную поддержку, — рассказывает Роман Беляев. — Целый год ушел на постройку машины, еще год — на доводку и тесты. Можно, конечно, купить готовую гоночную машину, но стоит она очень дорого. По профессии я автомеханик, и это уже третья моя чемпионская машина (так называют машины, которые выигрывают чемпионат. — «СР»). Собирать подобную технику невероятно сложно, требуется много ручного труда. Да и специальные комплектующие для автоспорта нужны: амортизаторы, коробка передач, сиденья, топливный бак, детали двигателя, тормоза, детали шасси — все это производится исключительно для спорта. В основе нашей гоночной машины мелкосерийная модель ВАЗ‑21106. Этот автомобиль комплектуется двухлитровым двигателем Opel уже на заводе. Наша спортивная модификация имеет индекс ВАЗ‑21107. Если какие-то детали изнашиваются, мы их меняем. В ходе гонки автомобиль испытывает колоссальную нагрузку: 1 км дистанции ралли можно сравнить с 1 тыс. км обычной эксплуатации».
По словам Романа, больше всего ему запомнились соревнования 2009 года в Новороссийске — горное ралли по гравию: «Строгая трасса, которая совсем не прощает ошибок. Это соревнование было самым напряженным в моей карьере, так как от результата зависела победа в чемпионате России. После первого дня ралли мы спали всего несколько часов. Всю ночь собирали вместе с механиками развалившуюся коробку передач. А утром — снова на старт. Мы боролись до последнего метра дистанции. А когда узнали, что стали первыми, сначала даже не поверили. Это было непередаваемое ощущение».
В этом году TRINITI Rally Team планирует принять участие в еще одной гонке — финале чемпионата Финляндии, который пройдет в Сейняйоки в конце сентября.