В России растет спрос на электроэнергию, которая как минимум не причиняет вреда окружающей среде, — так компании подтверждают свой статус производителей, соответствующих принципам устойчивости. Безусловно устойчивыми считаются ветроэлектростанции. Но правительство разрабатывает закон, по которому атомная энергетика входит в список источников, вызывающих позитивные экологические, социальные и иные эффекты.
В ноябре «ВетроОГК» (входит в «Новавинд», ветроэнергетический дивизион «Росатома») заключила контракт с «Сибурэнергоменеджментом» о поставке электроэнергии с Адыгейской ВЭС. Предмет сделки — электроэнергия для Новокуйбышевского филиала ООО «Биаксплен» в Самарской области. Компания производит биаксиально-ориентированные пленки, которые используют в производстве мягкой упаковки для пищевых продуктов, товаров повседневного спроса, этикеток и скотчей. Пока объем поставок небольшой: «Сибурэнергоменеджмент» будет тестировать нового поставщика. Затем — принимать решение о продолжении сотрудничества и увеличении объемов.
Адыгейская ВЭС поставляет электроэнергию, а предприятие в Новокуйбышевске получает ее через ОЭС РФ.
«Снижение углеродного следа выпускаемой продукции, которое может быть достигнуто путем увеличения доли «зеленой» энергии — глобальный тренд современности. «Сибур», будучи частью мирового бизнес-сообщества, также вовлечен в процесс декарбонизации. В 2019 году мы запустили солнечную электростанцию. Увеличение объема использования ВИЭ как за счет собственной генерации, так и за счет прямых договоров с поставщиками «зеленой» энергии — неотъемлемая цель стратегии «Сибура» в области устойчивого развития до 2025 года, которая способствует снижению нашего воздействия на климат», — отметил директор по энергетике и ресурсообеспечению «Сибура» Владимир Тупикин.
Электрогенерация на базе ВИЭ во всем мире считается самой чистой, дающей минимальный углеродный след. Следовательно, продукция, произведенная с использованием чистой электроэнергии, тоже считается более чистой. А вся цепочка помогает достижению целей устойчивого развития: «ответственное производство и потребление» и «недорогостоящая и чистая энергия».
«В настоящее время одним из значимых факторов конкурентоспособности предприятий является сформированная политика по минимизации использования углеродного сырья, включая соблюдение данных требований по всей цепочки подрядчиков и поставщиков. «Новавинд» способствует сокращению углеродного следа производств и переходу как можно большего числа компаний на путь устойчивого развития», — отмечает генеральный директор «Новавинда» Александр Корчагин.
В Европе к выстраиванию устойчивых поставок, а особенно к использованию электроэнергии из возобновляемых источников, относятся чрезвычайно серьезно — с позиций как защиты окружающей среды, так и защиты своего рынка. Создано RE100 — объединение крупных компаний, которые намерены полностью перейти на возобновляемые источники энергии. Отсюда и название, которое расшифровывается как «100% renewables». Но самое главное — президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила ввести в Евросоюзе углеродные пошлины. Размер их пока не утвержден, звучат суммы и 30, и 60 долларов за тонну. В российском Минпромторге годовой совокупный объем пошлин, которые придется платить российским экспортерам, оценивают в 800 млн долларов.
Учитывая перспективу введения углеродного налога на импортируемые в Европу товары, российские компании тоже интересуются тем, как «озеленить» свою продукцию за счет возобновляемой энергетики. Не исключено, что использование чистой электроэнергии позволит «Биаксплену» подтвердить чистоту своего производства, в том числе за счет использования электроэнергии из ВИЭ, и в перспективе избежать необходимости платить пошлину. Компания, судя по данным на ее сайте, «активно развивает экспортные поставки пленок на рынок стран ЕС».
По данным «Атомэнергопромсбыта» (входит в контур управления «Новавинда»), чаще поставками чистой электроэнергии интересуются филиалы зарубежных компаний. «В большинстве своем запрос, добровольный спрос, на поставку такой энергии проявляют мировые бренды, входящие в RE100, в рамках взятых на себя обязательств по минимизации воздействия производственной деятельности компаний на окружающую среду», — отмечает Евгений Ермохин, заместитель генерального директора «Атомэнергопромсбыта» по энергосбытовой деятельности .
Одна такая сделка уже состоялась: с мая 2020 года фабрика «Нестле Пурина ПетКер» — филиал «Нестле Россия», расположенный в селе Ворсине Калужской области — получает электроэнергию с Адыгейской ВЭС. Соглашение предусматривает поставку 50 млн кВт·ч.
Использование чистой электроэнергии надо подтверждать. Подтверждением может служить упоминание в реестре двусторонних договоров купли-продажи между потребителями и производителями электроэнергии на базе ВИЭ. Его ежемесячно публикует профильная ассоциация НП «Совет рынка».
Однако, как объяснил Евгений Ермохин, такая сделка может пройти дополнительную проверку. Например, независимый аудитор оценивает, соответствует ли контракт критериям RE100. С учетом перспективы введения углеродной пошлины, могут потребоваться и иные подтверждения.
Дополнительным инструментом, подтверждающим экологичность поставки электроэнергии, в России должен стать так называемый сертификат происхождения. Предположительно, система обращения сертификатов происхождения заработает в 2022 году. К этому же времени должны быть разработаны подзаконные акты.
Суть сертификатов происхождения описана в проекте поправок в ФЗ «Об электроэнергетике». В настоящее время его обсуждают в правительстве. Сертификат происхождения — это электронный документ, который подтверждает, что производство электроэнергии сопровождалось «совокупностью экологических, социальных и других позитивных эффектов».
После погашения этого сертификата его владелец имеет право распространять информацию о том, что он, его деятельность и ее результаты «связаны с позитивными эффектами, сопровождающими производство электрической энергии на соответствующих квалифицированных генерирующих объектах, в том числе такими как снижение уровня негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, повышение качества жизни населения».
«Соответствующими квалифицированными генерирующими объектами» в законе признаются генерирующие мощности на базе ВИЭ, включая гидроэнергетику, а также АЭС. Таким образом, в законе устанавливается прямая связь между ВИЭ и АЭС и «позитивными эффектами».
Но важнее другое: Россия может стать первой страной в Европе, которая законодательно признает, что производство электроэнергии на АЭС обладает позитивными экологическими и социальными эффектами.
Правда, в Европе подобная система сертификатов уже давно работает, поэтому отдельная задача — интеграция российской системы с европейской. Если Европа не будет признавать российские сертификаты, у наших экспортеров в ЕС могут возникнуть проблемы с признанием экологичности их товаров у европейских потребителей.