В России предложили снять действующий с 2006 года запрет на строительство АЭС на океанах, морях, крупных озерах — с прямоточной системой охлаждения. Депутаты Михаил Чернышев и Сергей Яхнюк направили письмо с инициативой вице-премьеру Александру Новаку и главе «Росатома» Алексею Лихачеву (есть у «Известий»). В госкоропорации поддержали идею. Возведение станций на естественных водоемах на 20–30% дешевле, чем на искусственных, и их создание позволит снизить тарифы на электричество, считают парламентарии. Но прежде чем снимать запрет, необходимо провести общественные слушания и комплексную экспертизу, говорят специалисты.
В России предложили снять запрет на проектирование и строительство атомных электростанций (АЭС) с прямоточной системой охлаждения турбин генераторов. Письма с инициативой депутаты Госдумы Михаил Чернышев и Сергея Яхнюк направили вице-премьеру Александру Новаку и главе «Росатома» Алексею Лихачеву. Копии документов есть в распоряжении «Известий».
Такие станции располагаются на крупных естественных водоемах — океанах, морях, больших озерах. Запрет на их строительство, так же как тепловых электростанций (ТЭС), ввели в 2006 году из-за отсутствия нормативной базы по их безопасному проектированию и эксплуатации, рассказал Михаил Чернышев.
Сегодня нормы, регулирующие вопросы безопасной работы АЭС, представлены в разных законах и актах, в том числе Минприроды, Минздрава, Минсельхоза, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Росгидромета и Росатома. Депутаты предложили собрать правила в единый документ, следует из писем.
— Анализируя многолетние практики в энергетике, следует признать, что при создании новых объектов нельзя отказывать проектировщикам в праве выбора технического решения. Прямоточная система охлаждения — наилучшая доступная технология, — сказали «Известиям» в «Росатоме».
Капитальные вложения в оборотные системы водоснабжения в 1,4–1,75 раза выше стоимости прямоточных. Их строительство на 20–30% дороже, сказал Михаил Чернышев.
Снятие запрета на строительство прямоточных АЭС позволит снизить темп роста тарифов на электроэнергию, сказал парламентарий. Рост цен на ЖКУ невозможно остановить из-за инфляции, но его можно замедлить. По указу президента, в ближайшие годы в стране должны создать шесть-семь новых АЭС, напомнил Михаил Чернышев. И если не снизить расходы на их постройку, это может привести к ускорению роста тарифов, считает он.
Основная проблема, которую могут представлять прямоточные ТЭС и АЭС, — тепловое воздействие на водные объекты, уточнил Сергей Яхнюк. Проще говоря, станции сливают в водоемы более теплую, чем в природе, воду. Но ни ТЭС, ни тем более АЭС не предполагают, в отличие от промышленных производств, сброс отходов, подчеркнул он.
— Сложно сказать, на чем было обосновано решение в 2006 году. Градирни, которые начали строить для охлаждения, вызвали у экологов не меньше вопросов, чем использование водоемов. Также появились опасения о возникновении аварий, связанных с градирнями, — сказал руководитель экологического правового центра «Беллона» Александр Никитин.
В 2006-м отменили право выбора систем охлаждения для всех сфер. Для отраслей промышленности, которые загрязняли воду в процессе производства, такое решение никто не оспаривает, сообщили «Известиям» в департаменте коммуникаций госкорпорации «Росатом».
— Но для энергетиков, не загрязняющих воду, а только нагревающих ее в пределах нормы, такой запрет — непростительная ошибка, — считают в «Росатоме».
В 2007 году появилась методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (приказ Минприроды от 17.12.2007 № 333). В 2016-м вышел приказ Минсельхоза о нормативах температуры воды (от 13.12.2016 № 552).
В 2017 году Минэнерго разработало законопроект о снятии запрета со строительства и проектирования таких станций, но он завис из-за отсутствия в правительстве единого мнения по этому вопросу. Сейчас основные противоречия сняты, сказал Михаил Чернышев.
Однако из текущей версии проекта исключили АЭС. Поэтому депутаты предлагают вернуть в законопроект атомные электростанции с отсылкой к единому нормативному акту об их безопасности.
Использование открытых водоемов для строительства реакторов с прямоточным охлаждением для природы и людей не опаснее, чем использование градирен, полагает Александр Никитин.
Это подтверждает мировой опыт: в ведущих индустриальных странах нет запрета на проектирование систем прямоточного водоснабжения (более 70% всех ТЭС и АЭС с такой системой), указали в «Росатоме».Российские конкуренты используют преимущества прямоточной системы, и даже при наличии у отечественных компаний компетенций государство теряет заказы на строительство АЭС за рубежом, подчеркнули в госкорпорации.
При этом необходимость применения именно прямоточной системы определяется климатическими и экологическими возможностями региона. Например, в северных регионах у крупных водных объектов строительство не прямоточной системы проектировать нецелесообразно, подчеркнули в «Росатоме».
— В атомной сфере много безопасности не бывает, но главное в этом вопросе — не системы охлаждения. В частности, при строительстве новых станций необходимо использовать технологии третьего поколения,
высказал мнение инженер, физик-ядерщик, президент фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов.
Перед принятием решения необходимо провести комплексные экспертизы и общественные слушания, полагает старший аналитик Центра энергетики московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников. Прямоточные станции выбрасывают в водоем в два раза больше тепловой энергии, чем вырабатывают электрической, — и это происходит непрерывно в течение десятилетий, подчеркнул он.
Самую важную роль в безопасности экосистемы играет не наличие нормативного документа, а жесткость контроля исполнения экологических требований, отметил директор института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов. Хотя прямоточная система охлаждения в значительной степени более эффективна, прежде чем разрешать, нужно проработать систему контроля, считает эксперт. Также стоит учитывать специфику каждой конкретной локации, добавил он.