Атомная энергетика будет иметь важное значение, если Япония хочет достичь своей цели по нулевым выбросам углерода к 2050 году, заявил министр энергетики Хироши Кадзияма газете Financial Times, и добавил, что нехватка электроэнергии этой зимой помогла сдвинуть общественные дебаты по этому сектору в созидательном направлении.
Сильные снегопады, поставившие Японию на грань отключения электроэнергии в прошлом месяце, подчеркнули сохраняющуюся потребность в атомной энергии, сказал Хироши Кадзияма, отвечающий за энергетику страны в качестве Министра экономики, торговли и промышленности (METI).
Данные комментарии отражают резкую смену вектора в японской энергетической политике, которая снова хочет сосредоточиться на сокращении вредных выбросов после десятилетия использования ископаемого топлива в результате ядерной катастрофы в Фукусиме.
METI обсуждает новую энергетическую стратегию, которая должна выполнить обещание премьер-министра Японии Ёсихидэ Суги о нулевых чистых выбросах в энергетике к 2050 году. Но достижение этого будет означать большие изменения в стране, где 88 процентов энергоснабжения производится за счет ископаемого топлива, почти все из которого импортируется.
По словам г-на Кадзиямы, альтернативные источники энергии станут главным приоритетом, но ограничения в географическом положении Японии потребуют развертывания всех доступных технологий, включая импортируемый водород, атомную энергию, а также улавливание и хранение углерода.
«Лично я считаю, что без атомной энергии не обойтись никак», - сказал министр энергетики Хироши Кадзияма, ранее работавший в атомной отрасли.
Географические ограничения Японии также означают, что внедрить возобновляемые источники энергии будет не так просто, как в Европе или Северной Америке.
По его словам электроснабжение Японии было очень сложным во время сильных снегопадов в прошлом месяце.
«Солнечная энергия не работала, ветра тоже не было», - отметил он.
Цены на электроэнергию резко выросли, и некоторые части страны были близки к отключению электроэнергии.
«Я сейчас пытаюсь всех убедить, что в конце концов нам нужна атомная энергия», - считает министр энергетики Японии.
Только девять из шестидесяти атомных реакторов Японии были перезапущены после аварии в Фукусиме, когда там расплавились активные зоны трех реакторов после того, как цунами вывело из строя их системы охлаждения, что привело к выбросу радиоактивных веществ и эвакуации близлежащих городов. Опросы общественного мнения сегодня также все еще показывают стойкую враждебность широкого общества к атомной отрасли.
Однако электроэнергетические компании Японии продолжают настаивать на перезапуске АЭС, и их стремление обеспечить нулевые выбросы углерода дало им новый аргумент. Анализ, проведенный METI, показал, что в Японии будет трудно или нереально обеспечить более 60% энергетических потребностей за счет альтернативных источников. Многие эксперты считают даже эту цифру амбициозной.
«Географические ограничения Японии означают, что внедрить альтернативные источники энергии не так просто, как в Европе или Северной Америке», - сказал г-н Кадзияма, указав на нехватку плоских и пустых земель для солнечных панелей и глубоких океанов, что также значительно увеличивает стоимость ветровой генерации.
В то же время модели METI предполагают, что 30-40 процентов энергоснабжения должно будет поступать от ядерных или ископаемых электростанций с технологией улавливания и хранения углерода.
В прошлом году Япония ужесточила правила финансирования новых угольных электростанций за рубежом, и г-н Кадзияма предположил, что нечто подобное, вероятно, должно быть осуществлено и у себя дома.
«Предполагается, что у нас главной будет технология улавливания углерода», - сказал он, - «Мы завершим строительство угольных электростанций, запланированных в настоящее время, но в соответствии с обещанием о достижении нулевых выбросов углерода к 2050 году».
Стоимость электроэнергии в Японии уже является одной из самых высоких в мире, и промышленность обеспокоена дальнейшей стоимостью сокращения выбросов. Автомобильная промышленность особенно встревожена планами по поэтапному отказу от продажи бензиновых автомобилей к 2035 году. Акио Тойода, генеральный директор Toyota, предупредил, что существует
«риск краха бизнес-модели автомобильной промышленности Японии».
В свою очередь г-н Хироши Кадзияма отметил, что японские автопроизводители могут быть отрезаны от мировых рынков, если они не успеют за переходом к электрификации автомобилей в Европе и Северной Америке. По его словам, Японии необходимо присоединиться к всемирному движению к нулевым выбросам углерода:
«Что касается промышленности и экономики Японии, а также окружающей среды, это решение, которое мы должны принять прямо сейчас».