26 марта на базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) подвели итоги полуфинала (акселерационной сессии) Всероссийского инженерного конкурса (ВИК) среди студентов и аспирантов. Организатор конкурса – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Директор Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России, заместитель председателя организационного комитета ВИК Денис Ашировотметил, что организационный комитет уделяет особое внимание выстраиванию конструктивного диалога между университетами и представителями реального сектора экономики, и предлагает новые форматы взаимодействия. Д. Аширов поблагодарил экспертов ВИК за помощь в становлении новых технологических лидеров и обратился к полуфиналистам конкурса:
«Я призываю вас продолжать усиленную работу над идеями и проектами, чтобы в последующем их можно было внедрить в производственный процесс. Желаю всем участникам нестандартных решений, уверенности в своих силах и нацеленности на достижение новых высот!»
Во время сессии участники, прошедшие предварительный отбор, обсудили с экспертами содержание и развитие своих индивидуальных проектов, выполненных в рамках выпускных квалификационных работ. После проведения предзащит всем участникам были даны рекомендации по их доработке, предоставлена возможность получить индивидуальные консультации профильных экспертов. В результате доработанные проекты были защищены участниками перед конкурсными комиссиями по направлениям Стратегии научно-технологического развития РФ. Возможность обсудить результаты своих работ с экспертами от отраслей — это главное преимущество конкурса.
Всего в полуфинале приняли участие более 200 обучающихся из 40 регионов и 64 технических университетов России. Их проекты оценивали более 100 экспертов из ведущих отраслей экономики и инженерных вузов. Эксперты отметили высокое качество и «зрелость» работ студентов, заинтересованность выпускников научно-техническими направлениями, определяющими будущее инженерии: около половины проектов направлены на переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.
Заместитель председателя оргкомитета ВИК, ректор НИЯУ МИФИМихаил Стриханов отметил, что формат Всероссийского инженерного конкурса очень удобен для взаимодействия высших учебных заведений и предприятий реального сектора экономики.
«Основная цель, которую мы ставили, проводя этот конкурс по заданию Минобрнауки, состоит в том, чтобы максимально сблизить университеты и различные предприятия, - подчеркнул М. Стриханов. - Я думаю, что это ключ к правильному инженерному образованию. Участники конкурса, которые успешно отработали акселерационную сессию, уже показали выдающиеся достижения, потому что экспертная комиссия, состоящая из представителей университетов, предприятий промышленности, очень строго относилась к оценке этих работ». По словам ректора НИЯУ МИФИ, ВИК способен обеспечить более тесную связь вузов с работодателями, сформировать так называемый «бесшовный» переход – «стыковку программ, различных требований работодателей и компетенций выпускника».
В рамках сессии прошел ряд мероприятий, позволяющих студентам сориентироваться в современных трендах развития инженерии - короткие лекции, форсайт-сессия, семинары, шоу-румы. На площадке ректорского клуба был поднят вопрос о необходимости изменения критериев качества инженерного образования и требований к квалификационной работе выпускника инженерных направлений и специальностей.
Ректоры ведущих инженерных вузов А.А. Александров (МГТУ им. Н.Э. Баумана), В.Н. Васильев (ИТМО), С.М. Дмитриев (НГТУ им. Р.Е. Алексеева), В.А. Кокшаров (УРФУ), А.И. Рудской (СПбПУ им. Петра Великого), П.А. Акимов (МГСУ), М.М. Криштал (ТГУ), А.А. Яковлев (ТПУ), Н.Ю. Анисимов (ДВФУ) обсудили основные направления трансформации инженерного образования привлечения молодежи на приоритетные направления научно-технологического развития России
Анатолий Александров, ректор Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана отметил, что в цифровую эпоху содержание инженерного труда меняется.
«Всем выпускникам понадобятся цифровые компетенции, будут исчезать различия между инженером-разработчиком и программистом, инженером по эксплуатации и программистом». По его мнению, «должно меняться не только содержание наших программ, но и соотношение между разными специальностями. Оно не может оставаться неизменным на протяжении десятилетий». Кроме того, «нужно менять технологии обучения, совершить подлинную цифровую трансформацию».
Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской предложил тиражировать опыт ВИК через систему конкурсов по специальностям федерального учебно-методического объединения. «Это существенно расширит количество участников и позволит выделить лидеров по конкретным специальностям и регионам. Результаты таких ежегодных конкурсов будут основой анализа и формирования требований к выпускным квалификационным работам с учетом специфики конкретных специальностей», — отметил Рудской. Он также подчеркнул, что задача стратегического развития, поставленная президентом России, требует консолидации всего инженерного сообщества и его саморегулирования, что позволит решать многие задачи, опережающие темпы экономического развития по своим циклам.
Представители корпораций и крупных компаний продолжили дискуссию о привлечении талантливой молодежи на перспективные инженерные направления, определяющие будущее научно-технологического развития России, а также поговорили о том, какие компетенции нужны современному инженеру. Вера Абелинскайте, руководитель направления Проектного офиса по развитию кадрового научного потенциала АО «Наука и инновации», рассказала о примере Росатома, где действует Программа научных стажировок «Лаборатория роста Росатома».
«Таким образом мы даем возможность начинающим инженерам получить реальный опыт работы над новыми проектами в команде лучших исследователей атомной отрасли», — сообщила она.
Завершилась сессия объявлением финалистов конкурса. Авторы лучших работ – 111 участников, добившихся высокой оценки индустрии и допущенные в финал конкурса, продолжат состязания в июне 2021 года. Независимо от результатов финала все они получат поддержку высокотехнологичных компаний и дополнительные баллы при поступлении в магистратуру (аспирантуру). Победителей полуфинала поздравили представители Минобрнауки, топ-менеджеры Госкорпорации «Росатом», АО «Вертолеты России», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Объединенная приборостроительная корпорация», ОАО «РЖД» и других крупных предприятий, а также представители российских инженерных вузов.