8 июня 2021

НИЯУ МИФИ и компания Custis готовятся к внедрению индивидуальных образовательных траекторий во все программы бакалавриата

Custis Custis

В 2021 году в Национальном исследовательском ядерном университете (НИЯУ) МИФИ завершается эксперимент по реализации программ магистратуры Института ядерной физики и технологий в формате индивидуальных образовательных траекторий и готовится внедрение элементов индивидуализации во все программы бакалавриата. Вывести образовательный процесс университета на новый уровень позволило сотрудничество МИФИ и компании Custis.

Международная интеграция

За последние десять лет МИФИ существенно трансформировался. Определены стратегические направления его развития, изменилась и организационная структура вуза.

«Сделан акцент на междисциплинарность исследований и активное взаимодействие с индустрией. МИФИ исторически всегда был тесно связан с атомной отраслью, при этом за последние десять лет была существенно расширена сеть стратегических партнерств университета, в том числе международных»,— отметил ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов.

НИЯУ МИФИ Ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов НИЯУ МИФИ

«Важно отметить, что существенно возросло качество приема абитуриентов. Университет входит в пятерку лидеров по среднему баллу ЕГЭ»,— констатировал Михаил Стриханов.

НИЯУ МИФИ сегодня обладает уникальной возможностью совмещать передовую науку и современные информационные технологии. Университет участвует в масштабных исследовательских проектах: от изучения строения вещества и поиска новых источников энергии до современных прикладных разработок, связанных с проектированием АЭС и термоядерных энергетических установок и т. д.

«Уровень проводимых исследований, скорость развития производства и сложность инженерных решений требуют внедрения новейших информационных технологий, таких как: суперкомпьютерные вычисления, создание киберфизических систем, технологии обработки больших данных, использование цифровых двойников, а также обеспечение информационной безопасности»,— пояснил ректор.

Современные тенденции развития индустрии и научных исследований ставят новые требования к подготовке кадров для высокотехнологичных областей.

Кастомизированный подход

Сегодня задача университета — стать гибкой экосистемой для ведения опережающей научной и образовательной деятельности на основе цифровых технологий. При этом образовательные программы технического университета обязательно должны базироваться на глубокой фундаментальной подготовке, чтобы обеспечить адаптивность выпускников к быстроменяющимся требованиям работодателей. В части подготовки иностранных студентов до 2010 года МИФИ был закрытым университетом. За такой небольшой срок, всего 11 лет, университету удалось выйти на международный образовательный рынок и привлечь студентов из 70 стран мира. При этом активно развиваясь и участвуя в международных образовательных сетях. В том числе и этот фактор потребовал изменения отношения к организации образовательного процесса и в конечном счете к переходу от академических групп к динамическим и индивидуальным расписаниям каждого студента и преподавателя университета.

«В 2018 году мы осознали необходимость перехода на индивидуальные образовательные траектории в магистратуре, в которой явно просматривалась необходимость проведения компенсационных курсов для иностранных и российских студентов, которые окончили бакалавриат в других вузах. Мы начали сотрудничать с компанией Custis и к 1 сентября 2019 года разработали программы магистратуры Института ядерной физики и технологий (ИЯФиТ) в новом формате, который включал возможность выбора студентами различных учебных мероприятий и переход от постоянных учебных групп к динамическим»,— говорит проректор НИЯУ МИФИ Наталья Барбашина.

НИЯУ МИФИ Проректор НИЯУ МИФИ Наталья Барбашина НИЯУ МИФИ

С осени 2019 года в течение четырех учебных семестров были разработаны, внедрены и опробованы практически все элементы индивидуализации образования: курсы по выбору, динамические группы, индивидуальные учебные планы и т. д.

«Работа в динамических группах явно продемонстрировала преимущества ИОТ. Студенты, сделавшие личный выбор, оказались в среднем более мотивированными, чем студенты стандартных групп. Это позволило реализовать больше задумок и более глубоко разобрать материал»,— отмечает заместитель директора ИЯФиТ профессор Георгий Тихомиров.

Возможность оценить на практике

С осени 2020 года, когда были подведены первые итоги эксперимента по внедрению ИОТ, преимущества индивидуализации учебного процесса стали очевидны для большинства преподавателей, студентов и представителей администрации, была поставлена задача перейти на ИОТ в бакалавриате НИЯУ МИФИ с 1 сентября 2021 года.

«Наши партнеры из компании Custis помогают нам реализовывать наши планы. Они имеют большой опыт проведения стратегических сессий и обобщения их результатов. На мой взгляд, без этой поддержки внедрение ИОТ в учебный процесс НИЯУ МИФИ растянулось бы на долгий срок»,— подчеркивает Наталья Барбашина.

Следующим шагом будет расширение практик на филиальную сеть НИЯУ МИФИ и совместные образовательные программы с партнерами.

Траектория подготовки научных кадров имеет длинный путь, и здесь можно выделить две траектории: производственную и исследовательскую.

Основная задача университета в бакалавриате и магистратуре — дать попробовать различные виды инженерной и исследовательской деятельности (НИРС в различных производственных и исследовательских лабораториях, стажировки и выездные практики, научные семинары и многое другое), что поможет сознательно выбрать программу магистратуры и различные карьерные траектории.

С одной стороны — предоставляя параллельные траектории, с другой стороны — стирая грани между исследователями и разработчиками новых технологий.

Custis Изменение модели университета Custis