Кения добилась прогресса в выполнении рекомендаций предыдущей миссии МАГАТЭ по оценке ядерной инфраструктуры (миссия INIR), говорится в сообщении атомного агентства.
Кения, обладающая седьмой по величине экономикой в Африке и населением в 52 миллиона человек, рассматривает возможность внедрения атомной энергетики как части решения проблемы удовлетворения растущего спроса на энергию.
В 2019 году кенийский совет по ядерной энергетике (KNEB) был преобразован в кенийское агентство по атомной энергетике и энергии (NuPEA). Это было сделано с целью проведения подготовки к разработке программы по развитию в стране атомной энергетики.
В период с 8 по 11 июня 2021 года в Кении прошла повторная миссия INIR. В её задачи входило оценить прогресс, достигнутый в выполнении рекомендаций миссии INIR, прошедшей в 2015 году. Также повторная миссия предоставила возможность для обмена информацией и прояснения нерешённых вопросов.
Во время первой (2015) миссии было сформулировано 15 рекомендаций и 8 предложений, призванных помощь Кении в развитии её инфраструктуры. Состояние дел было рассмотрено с использованием критериев этапа 1 из документа "Milestones". На данном этапе (первый из трёх) оценивается готовность страны взять на себя осознанное обязательство в отношении ядерной энергетической программы.
Документ "Основные вехи в развитии национальной инфраструктуры для атомной энергии" (Milestones in the Development of a National Infrastructure for Nuclear Power) перечисляет основные элементы инфраструктуры, которые нужно иметь государству, желающему развивать мирные применения атомной энергии.
Повторная (2021) миссия была организована в смешанном формате. На месте, в Кении, работали два эксперта МАГАТЭ. Дистанционно приняли участие два эксперта из Ирландии и Испании.
По итогам повторной миссии было вынесено заключение о том, что Кения добилась прогресса в исполнении большинства рекомендаций и предложений. В частности, была завершена работа по 10 рекомендациям и 4 предложениям.
Среди прочего, повторная миссия отметила следующие изменения:
- Кения разработала национальную атомную политику и национальную политику и стратегию безопасности, с тем чтобы правительство могло принять обоснованное решение о том, следует ли внедрять атомную энергетику.
- в стране был принят закон об атомной энергии и создан регулирующий орган с чёткой ответственностью за безопасность, физическую безопасность и гарантии;
- правительство завершило оценку национальной правовой базы и определило законы, нуждающиеся в пересмотре;
- правительство усилило координацию между ключевыми заинтересованными сторонами, которые имеют касательство к развитию атомной энергетической программы.
В то же время, повторная миссия отметила необходимость продолжать работу по таким направлениям как разработка программы для подготовки будущих руководителей отрасли и ратификация международных конвенций в области ядерной безопасности.
"Кения приложила значительные усилия для выполнения всех рекомендаций и предложений, сделанных миссией INIR в 2015 году. Подготовительная работа, необходимая для того, чтобы правительство приняло обоснованное решение (о развитии атомной энергетики), продвинулась вперёд". - сказал Эрик Матет из секции развития ядерной инфраструктуры МАГАТЭ.
"Следующие шаги потребуют больших усилий со стороны всех заинтересованных сторон для обеспечения того, чтобы Кения стала знающим клиентом и была готова пригласить заявки на строительство первой АЭС", - заявил, в свою очередь, главный исполнительный директор NuPEA Коллинз Г. Джума.
Миссии INIR позволяют представителям государств-членов МАГАТЭ проводить углублённые дискуссии с международными экспертами об опыте и передовой практике в различных странах.
Выполнение любой из рекомендаций группы INIR осуществляется по усмотрению государства-члена, запрашивающего миссию.
Ожидается, что результаты миссии INIR помогут государству-члену разработать план действий по устранению любых пробелов, что, в свою очередь, будет способствовать развитию национальной ядерной инфраструктуры.