Бывший глава австрийской нефтяной компании OMV Райнер Зеле считает, что для обеспечения растущей потребности европейского рынка в экологически чистых видах топлива России и Германии необходимо объединиться в вопросе водородной энергии.
Зеле отмечает, что в рамках общеевропейской политики перехода на возобновляемые источники энергии региону уже в ближайшее время потребуется большее количество природного газа. Он станет промежуточным решением и позволит отказаться от угля как источника получения энергии.
При этом нефтяник утверждает, что если задуматься о долгосрочной перспективе, то Европа может получать от России водород, который наравне с возобновляемыми источниками энергии станет топливом будущего.
По его словам, Европейский регион будет заинтересован в водороде не меньше, чем сейчас в поставках газа. Сначала это могут быть поставки «голубого» водорода, который получается из природного газа, а в будущем и полностью «зеленого», производимого методом электролиза с использованием возобновляемых источников энергии.
Согласно Национальной стратегии развития водородной энергетики Германии, принятой еще прошлым летом, на этот вид топлива будет переведен не только транспорт, но и металлургия с нефтехимической промышленностью.
Одновременно с немецким документом была представлена энергетическая стратегия Российской Федерации, в которой водород обозначен как топливо с высоким экспортным потенциалом. Ожидается, что к 2024 году отечественные поставки данного сырья должны составить 0,2 млн тонн, а к 2035-му вырасти до 2 млн тонн. Минэнерго отмечает, что к этому моменту Россия должна занять до 16% мирового рынка водорода.
По прогнозам экспертов, заметный рост потребления водорода ожидается уже в следующем десятилетии, а к 2050 году спрос на данный вид топлива вырастет в пять раз — с текущего уровня в 70 млн тонн в год до почти 350 млн тонн в год.
Среднегодовые темпы роста рынка водорода в ближайшие 30 лет оцениваются на уровне 5,5% годовых. Однако спрос в Азии будет расти опережающим темпом в 6,3% годовых, в результате к 2050 году на Азию будет приходиться 47% мирового спроса на водород.
При этом главными потребителями станут не текущие сектора вроде нефтепереработки и химической промышленности, а новые направления в таких сферах, как авиация, морской транспорт и производство стали. Также ожидается, что в 2050 году водород станет топливом для около 5% парка личных автомобилей.
Водород, полученный методом электролиза, требует больших затрат энергии, чем сможет потом предоставить сам, поэтому использование его в качестве сниженного газа неэффективно и небезопасно, сообщил ФБА «Экономика сегодня» научный эксперт Российского экологического движения Илья Рыбальченко.
«Однако если в уравнение добавляется палладий, все в корне меняется, так как он даст возможность отойти от процесса сжигания топлива и позволит сразу получать электрическую энергию. Таким образом у нас появятся электромобили с бесконечным аккумулятором и многое другое», — отмечает Рыбальченко.
Эксперт также замечает, что в таком случае удастся отойти от «энергетического лицемерия», когда, к примеру, те же электромобили безвредны, только если мы не берем в расчет изготовление литиевых аккумуляторов, которое в десятки раз более вредное, чем добыча ядерного топлива и использование природного газа.
«Соглашение между Россией и Германией необходимо, так как в последней развито автомобилестроение, а на долю нашей страны приходится порядка 50–60% мировой добычи палладия», — утверждает Рыбальченко.